Алексей Чекунков - о будущем Шпицбергена и авиасообщении Дальнего Востока с Китаем
Какие у вас планы на ПМЭФ?
Алексей Чекунков: На ПМЭФ мы в большей степени фокусируемся на арктической повестке. Санкт-Петербург - это традиционное место производства ледоколов и штаб-квартира нашего Арктического и Антарктического института, город, который был не чужим для Отто Шмидта, для Ивана Папанина. Будем серьезно обсуждать арктическую повестку, будем обсуждать те проекты, которые реализуются в Арктике, развитие Северного морского пути, работу с коренными малочисленными народами. Развитие Арктического региона - это работа нашей страны, потому что Россия занимает более половины мировой Арктики и в первую очередь нашими усилиями будут развиваться и Северный морской путь (СМП), и арктическая экономика.
На базе "Арктикугля" создана туристическая компания. Сколько туристов посетили архипелаг в 2022 году? Какой прогноз на 2023 год?
Алексей Чекунков: В прошлом году "Арктикуголь", выражаясь в терминах 2020 года, был в реанимации на ИВЛ с очень высоким процентом поражения всего. Он был в блокаде финансовой, платежной и туристической. Ему перекрыли кислород, и он не оказывал туристические услуги в прошлом году. Сейчас удалось эту ситуацию стабилизировать и наладить отношения с местными властями. Потихоньку компания тестирует предоставление туристических услуг, но пока еще говорить о системном большом турпотоке нельзя.
Они сначала восстановили, скажем так, основные органы жизнедеятельности, сумев впервые за два года продать весь уголь по ценам значительно выше, чем он продавался до того. Благодаря этому получили финансовую самодостаточность и даже какие-то средства на развитие. Мы, со своей стороны, в три раза увеличили объем субсидий - на три года будет выделено почти 3 млрд руб. Это инвестиционные средства, которые пойдут на диверсификацию экономической модели предприятия, на то, чтобы восстановить инфраструктуру и привести ее в соответствие с теми задачами, которые стоят в первую очередь: увеличение туризма, развитие науки на Шпицбергене. Мы ведем международные переговоры, интерес проявляют партнеры и из Китая, и из Индии. Это будет такой формат арктической научно-исследовательской станции БРИКС с применением новых источников энергии, потенциально возобновляемых. Эта часть тоже будет привлекать на Шпицберген дополнительных и туристов, и исследователей.
Готовимся к реконструкции объекта культурного наследия: дома отца Майи Плисецкой, который был первым руководителем треста "Артикуголь". Это все будет способствовать развитию туризма. Будет закупаться новая техника (снегоходы, катера), для того чтобы смотреть на китов и совершать небольшие круизы.
Сегодня туризм не является серьезным источником дохода треста "Арктикуголь", но он им был и в будущем должен стать, пожалуй, одним из главных драйверов роста и основным источником дохода предприятия. Для этого всё есть.
Вы упомянули Китай и Индию. В чем интерес неарктических стран в Арктике?
Алексей Чекунков: Во-первых, это кухня климата. Арктика влияет на то, какой климат по всей планете. Когда аномальная жара устанавливается в определенных индийских штатах, провоцируя рост смертности, ученые видят взаимосвязь между площадью арктических льдов и резкими скачками климата. Поэтому с научно-исследовательской точки зрения Арктика представляет очень высокий интерес для всей планеты, как один из важнейших климатических факторов.
Во-вторых, конечно, это СМП - транспортная артерия. Это важно - особенно для связи Китая, стран Юго-Восточной Азии с Европой. Это более короткий альтернативный путь. Он становится стратегическим на фоне того роста напряжения, который наблюдается в Восточно-Китайском море из-за провокационных действий США, их союзников, из-за распространения военных альянсов, из-за действий седьмого флота ВМС США в Индо-Тихоокеанском бассейне. Всё это создает предпосылки для того, чтобы СМП активно осваивался многими странами Азии в качестве транзитного маршрута. При этом безусловными остаются суверенитет России над СМП, наша главная роль в организации навигации, обеспечении безопасности.
Россия уже открыла авиасообщение с Китаем. С какими странами может возобновиться авиасообщение из городов Дальнего Востока?
Алексей Чекунков: Мы находимся в диалоге с целым рядом наших партнеров из стран Восточной и Юго-Восточной Азии для увеличения количества рейсов и расширения возможностей полетов теми воздушными судами, которые имеются у российских авиакомпаний. Сегодня потребность сильно превышает количество рейсов. Мне пришлось во Владивосток из Пекина лететь с пересадкой через Харбин. Хотя рейсы из Владивостока в Пекин могли бы быть ежедневными.
Стратегическими решениями являются обновление флота российских воздушных судов и выход на прямое авиасообщение на российских самолетах.
Когда вы ожидаете принятия законопроекта, которое разрешит добычу золота физлицам? Власти каких регионов готовы выделить территории для этого?
Алексей Чекунков: До конца года он должен быть принят, он внесен уже в Госдуму. Золото у нас не во всех регионах в достаточном количестве добывается, поэтому, конечно, в первую очередь это будет касаться Магадана и Забайкалья. И, напротив, мы считаем, что, например, Камчатка должна делать упор не на добычу металлов, а на туризм. По закону ограничений у регионов нет, первые три года механизм будет работать на Дальнем Востоке, а потом распространится на всю Россию.
Индийские компании заинтересованы в создании фармацевтических компаний на Дальнем Востоке, в том числе на острове Русском. Может ли это быть реализовано в рамках международной территории опережающего развития (ТОР)? Есть ли уже какие-то договоренности?
Алексей Чекунков: Сейчас идет такой здоровый конкурентный процесс: какие проекты станут пионерами модели международной ТОР. Мы идем параллельно. Обсуждаем с бизнесом проекты и согласовываем условия режима международной ТОР в правительстве. Одним из топ-3 претендентов является как раз фармацевтический промпарк в Еврейской автономной области. Он уже сформулирован, называется "Парк шалом". Там уже порядка 10 проектов по производству разных фармпрепаратов, дженериков первую очередь. Интерес к участию в нем проявляют в том числе и индийские компании.
"Мазда Соллерс" сменила владельца, но новые владельцы еще не обозначили, что будут выпускать. Этот вопрос обсуждался?
Алексей Чекунков: Это вопрос к новым владельцам "Мазды Соллерс". У них очень качественная производственная площадка, хорошая инженерная школа. Я уверен, что они будут выпускать высокотехнологичную продукцию. По всей видимости, автомобили. Но я нахожусь под впечатлением от динамики развития электромобилей в Китае. С "Мазда Соллерс" и с другими производителями хочется поработать над тем, чтобы участвовать в этом развитии. Одна из интересных встреч в Шанхае была посвящена перспективам производства литиевых батарей в России. Участвовать в этой цепочке мы должны как страна, обладающая природными ресурсами, как страна, производящая дешевую электроэнергию в больших масштабах, как страна, всерьез относящаяся к защите окружающей среды. Здесь нам нужно ускоряться.
Сахалин активно создает инфраструктуру для электромобилей, чтобы стимулировать население их покупать. Будет ли такая работа проводиться в других регионах?
Алексей Чекунков: Есть определенная конкуренция между электродвигателями и водородными схемами. Ряд компаний продолжают всерьез работать над водородными топливными элементами. У нас есть интересные предложения о разворачивании производства грузовиков и автобусов на водородной тяге, по производству водородных топливных элементов. Все эти предложения сейчас изучаются, но электромобили пошли в некотором смысле вперед просто по скорости и масштабам их внедрения. Но мы не исключаем того, что водородные решения тоже будут применяться. Сахалин является крупным производителем газа. Мы изучаем варианты задействования водородных технологий.