По данным Росстата, в 2021 году объем производства мороженого в России составил 527,2 тыс. тонн, в 2022-м - 468 тыс. тонн. С января по апрель 2023-го производители выпустили 160,6 тыс. тонн сладкого продукта, что чуть больше, чем за январь - апрель 2022-го, - 156,9 тыс. тонн. В апреле 2023 года рост составил почти 10% по отношению к апрелю 2022 года.
Заместитель генерального директора Союза мороженщиков России Наталья Уткина пояснила, что ситуация в отрасли немного лучше, чем в прошлом году. "Это объясняется тем, что в текущем году потребители стали привыкать к сложившейся политической ситуации, начали тратить деньги на лакомства и удовольствия", - говорит она. Доступная цена на мороженое также способствовала увеличению продаж. В 2023 году цены на мороженое не повышались, отметила Уткина.
Заместитель гендиректора Национального союза производителей молока (Союзмолоко) Мария Жебит добавила, что в этом году производство мороженого с января по апрель немного выросло, потребление за эти месяцы пока показывало отрицательную динамику. Запасы мороженого выросли на 18% год к году. Сейчас спрос на молочную категорию начал потихоньку восстанавливаться.
Сырье - важная составляющая себестоимости, хотя это не единственный фактор, влияющий на индустрию мороженого. На рынке молока ситуация остается непростой: слабый спрос, снижение мировых цен на молочные продукты, а также значительные запасы биржевых товаров и сыров на складах производителей. Это привело к снижению цен на сырье. "В ближайшие месяцы корректировка цен на полке будет способствовать оживлению спроса. Предприятия уже сигнализируют нам о том, что потребление постепенно начало восстанавливаться, хотя пока и небыстрыми темпами, - говорит Мария Жебит. - Отрасль находится в поиске нового ценового баланса, и мы рассчитываем, что в ближайшие месяцы ситуация на рынке начнет улучшаться. В этом году мы ожидаем сохранения динамики производства молока на уровне средних многолетних значений".
По данным Milknews и Streda Consulting, по итогам 2022 года двадцатка крупнейших удержала суммарные объемы производства на уровне 345 тыс. тонн и на фоне падающего рынка увеличила свою долю на нем с 68% до 74%. На самих предприятиях успешный результат объяснили планомерной работой, вводом за последние несколько лет новых мощностей и другими причинами.
"Эволюционная консолидация отрасли набирает обороты, и небольшим игрокам становится все сложнее удерживать свои позиции на рынке, тем более в этом году в индустрии были завершены несколько крупных инвестпроектов, которые будут претендовать на свою долю рынка, а значит, рейтинг следующего года будет не менее интригующим", - считает гендиректор Streda Consulting Алексей Груздев.
В Союзе мороженщиков полагают, что сейчас первоочередным для отрасли является решение вопросов импортозамещения запчастей, оборудования, ингредиентов. Инженерные специалисты фабрик мороженого - механики, технологи активно запрашивают и уже находят варианты замены импортных составляющих на аналоги российского производства. Производители готовы с учетом спроса увеличивать объемы производства, но и господдержка нужна.
"Можно на государственном уровне создать предприятие по производству оборудования для мороженого типа компании Tetra Pak. А так получается, датская компания ушла с российского рынка, оставив производителей мороженого с носом. У нас большая страна, оборудование для мороженого всегда будет востребовано", - добавила Наталья Уткина.
Эксперты полагают, что в целом молочная отрасль находится в своей переломной точке - на стадии перехода от импортозамещения к экспортно ориентированной модели.
Если раньше отрасль росла за счет того, что мы снижали импорт и его доля за восемь лет снизилась на 30%, то сегодня мы должны всерьез думать о внешних рынках. Мороженое - один из самых интересных для мирового рынка продуктов. Здесь у России есть сложившийся бренд, имидж, и это направление нужно активно развивать. Российское мороженое в текущих внешнеполитических условиях может быть интересно на азиатских рынках, Ближнем Востоке, в Африке, говорит Жебит.
Сами производители в этом году приготовили немало новинок. Добавляют в сладкий продукт экзотические фрукты, орехи, всеми любимые ягоды. Перед запуском нового мороженого специалисты изучают мировые продуктовые тренды в десертных категориях. По словам экспертов, в этом сезоне, как всегда, производители мороженого предлагают широкий ассортимент: традиционные виды в вафельном стаканчике, эскимо, в рожках, трубочки во взбитой глазури и другие. За последние пару лет отмечается рост потребления сладкого продукта в семейных форматах: в ванночках, бумажных пакетах.
В регионах растут продажи мороженого с заменителем молочного жира, которое стоит гораздо дешевле пломбира. На рынке стало появляться мороженое без сахара. Продукт с трендом на ЗОЖ набирал обороты до 2022 года. Впрочем, такое мороженое дороже и спрос на него фиксируется невысокий. Самым же востребованным остается пломбир в вафельном стаканчике.