Среди приоритетов - создание новых транспортных коридоров восточного и Азово-Черноморского направлений, а также модернизация МТК "Север - Юг". По оценкам экспертов, грузопоток в направлении Север - Юг к 2030 году вырастет на 135 процентов - до 32,5 миллиона тонн, по Азово-Черноморскому направлению - на 70 процентов - до 300 миллионов тонн, по Восточному - на четверть до 350 миллионов тонн.
Но не стоит забывать о том, что сильная транспортная инфраструктура способствует не только росту международной торговли, но и, что более важно, служит залогом национальной и продовольственной безопасности страны. "Учитывая оборонные, экологические, экономические и социальные задачи такой огромной страны как наша, необходимо максимально "размазать" население по всей территории, а не создавать мегацентры. В свое время это решалось строительством городов-спутников и удаленных научных или промышленных центров. Также при нашем климате сельскохозяйственные задачи можно решать только коллективным трудом. Но это возможно, только если вся страна накрыта транспортной, энергетической и информационной инфраструктурой", - считает преподаватель департамента логистики и управления цепями поставок Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Владимир Медведев.
То есть в идеале мы должны иметь густую сеть дорог для поддержания устойчивых коммуникаций всех видов, а реальность как раз характеризуется разрывом привычных производственных и логистических цепочек.
"Тектонические плиты мировой экономики сдвинулись, что требует оперативной реакции со стороны российских экспортеров и импортеров", - говорит директор по развитию компании "Энергия Плюс" Павел Марышев. По его мнению, за неимением иных платежеспособных регионов с глубоким спросом нам следует сфокусировать внимание как на крупнейших развивающихся экономиках - Китае, Индии, так и на менее крупных, но перспективных игроках из числа стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). А поскольку в экспортном плане Россия рассчитывает на увеличение объемов углеводородного сырья, редкоземельных металлов, целлюлозы, соответственно, следует рассматривать наиболее подходящие для этих регионов способы перемещения товаров.
Эксперт назвал "РГ" две ключевые точки роста для российской логистической системы. Первая - расширение пропускной способности Восточного полигона (ВП). Модернизация Байкало-Амурской (БАМ) и Транссибирской магистралей, наряду со строительством БАМ-2, - первоочередной инфраструктурный проект. Уже сегодня экспортно-импортный поток с одним только Китаем "не помещается" в рамки действующей железнодорожной системы, а прогнозы говорят о его увеличении. Особого внимания требует Забайкальская дорога (одна из самых загруженных транспортных магистралей в мире), входящая в комплекс ВП. В ее составе есть однопутные участки, которые в случае ЧП с подвижным составом полностью заблокируют доставку грузов в Китай и из Китая.
Вторая точка роста - Северный морской путь (СМП). Преимущество морской логистики - абсолютное экономическое главенство относительно других видов доставки и относительная нейтральность с точки зрения экологии. Это особенно актуально в свете инициатив по расширению флота, работающего на сжиженном природном газе.
При этом Павел Марышев уверен, что европейское направление ни в коем случае не надо консервировать: "Несмотря на серьезную политическую и экономическую турбулентность, следует понимать, что кризис - преходящее явление. Поэтому всерьез рассматривать отказ от западного экспортно-импортного направления - как минимум спорная затея. Логистические цепочки никогда не станут прежними, но обязательно будут восстановлены. Пусть и в несколько иной конфигурации".
Учитывая укрепление дружеских и торговых отношений с Китаем в последние годы, транспортная инфраструктура на восточном направлении, разумеется, поступательно совершенствуется. Как рассказал "РГ" директор по контейнерным перевозкам "РЖД Логистика" Александр Сиверцев, в прошлом году был запущен и перешел на круглосуточный режим работы первый железнодорожный мост между Россией и Китаем Нижнеленинское - Тунцзян. Также в круглосуточном режиме работает железнодорожный переход Махалино (Камышовая) - Хуньчунь, обеспечивая прирост объема контейнерных перевозок в Китай. Перспективным инфраструктурным проектом также является строительство международного железнодорожного мостового перехода Джалинда (РФ) - Мохэ (КНР), который поможет сократить нагрузку на дальневосточные порты.
"Эффективность принятых мер подтверждает статистика. По данным РЖД, перевозки грузов через пограничные с Китаем железнодорожные переходы в ДФО в обе стороны в январе - марте 2023 года увеличились на 24,6 процента к тому же периоду 2022 года", - сообщил Александр Сиверцев.
По его словам, особые усилия участников перевозочного процесса сегодня сосредоточены на расшивке узких мест на маршрутах международного транспортного коридора "Север - Юг". Вопрос модернизации инфраструктуры в первую очередь актуален для западной ветки коридора. С этой точки зрения большое значение имеет подписанное 17 мая соглашение между Россией и Ираном о сотрудничестве по финансированию проектирования, строительства и поставок товаров и услуг для прокладки участка железной дороги Решт - Астара в Иране. Реализация этого проекта будет способствовать созданию бесшовного железнодорожного сервиса до портов Ирана.
Не менее важным фактором роста провозной способности западного маршрута МТК "Север - Юг" станут мероприятия по модернизации инфраструктуры на территории России. В частности, речь идет о реализации проекта по развитию железнодорожного пункта пропуска Дербент и строительстве новой железнодорожной станции Самур II на границе с Азербайджаном.
Но "Север - Юг" будет усилен не только железными дорогами. Морской, речной и автомобильный транспорт являются неотъемлемыми составляющими мультимодальных цепочек и также станут объектом инвестиций, считает эксперт. В этой связи большой потенциал для развития имеет инфраструктура транскаспийского маршрута МТК, который позволяет ощутимо снизить сроки перевозки за счет минимизации количества погранпереходов. И сегодня реализуется комплекс мер в области развития портовой инфраструктуры Астраханского региона, проводятся дноуглубительные работы в акватории Волго-Каспийского морского судоходного канала.
Что же касается автодорожной части МТК "Север - Юг", обеспечивающего связь России с государствами Персидского залива и Индией, то здесь в рамках пятилетнего плана дорожной деятельности предусмотрены строительство и реконструкция 10 объектов федеральных трасс общей протяженностью примерно 220 километров. В их числе - обходы Волгограда, Астрахани, Гудермеса, Владикавказа, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта. Финансирование на 2023-2027 годы составляет 137,4 миллиарда рублей, сообщили "РГ" в Федеральном дорожном агентстве.
В общем, в построении новой логистики незначимых видов транспорта нет.
"Для разных видов товаров как в экспортном, так и импортном обороте необходимы различные виды грузоперевозок, - говорит зампредседателя правления РосДорБанка Денис Алексеев. - Крупные игроки ВЭД нуждаются в экономичном способе доставки продукции и наращивании объемов поставок. А это - железнодорожный и морской пути. Для представителей же среднего бизнеса зачастую в приоритете оказывается скорость поставки. Безопасные высокоскоростные автомагистрали придадут новый импульс для оживления деятельности компаниям среднего и малого бизнеса. Во всех случаях, помимо строительства новых магистралей и модернизации имеющихся, необходимо вывести на новый, суперсовременный уровень технологии оформления таможенных процедур, что в конечном счете поможет в разы увеличить товарооборот между странами".