Президентские выборы в Узбекистане: что избирателям предлагают кандидаты
30 мая состоялся одиннадцатый Съезд Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально-демократической партии Узбекистана. На съезде обсужден вопрос участия УзЛиДеП в досрочных выборах президента Республики Узбекистан, которые состоятся 9 июля текущего года, а также выдвижения на этих выборах кандидата от партии.
Кардинальные реформы и коренные преобразования, инициированные и реализуемые действующим Президентом в рамках Стратегии действий и Стратегии развития Нового Узбекистана, коснулись всех сфер жизни общества. Участники съезда отметили, что для обеспечения непрерывности начатых реформ необходимо выдвинуть кандидатуру человека, способного обеспечить полное и качественное выполнение новых социально-экономических обязательств государства перед гражданами. Подчеркивая, что всеми этими качествами и опытом обладает строящий Новый Узбекистан Шавкат Миромонович Мирзиёев, который всю свою жизнь посвятил служению родному Узбекистану на всех уровнях управления - от хокима столичного района, хокима ряда областей до главы правительства республики и Президента страны.
Под руководством Президента Шавката Мирзиёева в последние годы в стране произошли колоссальные изменения и преобразования во всех сферах жизнедеятельности. В особенности такие демократические понятия, как "права и свободы человека", "верховенство закона", "свобода слова", "свобода религии и убеждений", "общественный контроль", "гендерное равенство", "неприкосновенность частной собственности", "свобода экономической деятельности" прочно утверждаются в повседневной жизни республики.
На международной арене Президенту Узбекистана удалось нивелировать годами не решаемые региональные противоречия.
Все преобразования в стране осуществляются по инициативе и благодаря усилиям действующего Президента. Его программа состоит из пяти целей.
Первая - "создание наиболее подходящих условий для реализации каждым человеком его потенциала". Для этого будет реализовано полное покрытие к 2030 году потребности в дошкольном образовании и доведение его охвата до 100%; полное покрытие государством расходов на детские сады для детей из малообеспеченных семей; создание новых 2,5 млн мест в школах; реализация программы "500 000 ученических мест в год"; запуск бесплатных школьных автобусов в отдаленных районах; повсеместное создание школ-интернатов "Талант - Стремление - Перспектива".
Продолжатся реформы в системе здравоохранения - обеспечение полноценного лечения заболевания "Гепатита С" за счет государства, бесплатное обеспечение населения "гарантированным пакетом медицинских услуг", внедрение системы медстрахования. Также выдвинуты инициативы по пересмотру сферы соцуслуг, налаживанию деятельности профессиональных социальных работников в каждой махалле, созданию в районах центров социальной защиты, оказывающих услуги по принципу "одного окна", внедрению системы онлайн-работы для женщин, находящихся в декретном отпуске, созданию новой системы поддержки лиц с инвалидностью, в связи с чем создать Национальное агентство социальной защиты.
В программе также нашли отражение такие вопросы, как полное реформирование системы внешней трудовой миграции, расширение охвата обучения трудовым профессиям и иностранным языкам граждан, выезжающих за границу, а также строительство дополнительно 1 млн единиц жилья для обеспечения населения доступным жильем, обеспечение строителей и граждан доступными и долгосрочными кредитами.
Вторая цель программы - "Обеспечение устойчивого экономического роста". В данном направлении предусмотрены увеличение вдвое объема ВВП на душу населения, вступление в ВТО, создание Фонда развития промышленности, удвоение объема экспорта с доведением его до 45 млрд долларов.
Предусмотрено увеличение возобновляемых источников энергии до 25 тысяч мегаватт, доведение их доли в общей мощности от 14% до 40%. Программа также предусматривает обеспечение всех населенных пунктов чистой питьевой водой.
Планируется увеличение доли частного сектора, продолжение перевода монополистических отраслей на рыночные принципы, передача в частный сектор оказания железнодорожных услуг, строительство и управление автодорогами, газо- и электроснабжение, увеличение доли негосударственного сектора в экономике до 85 процентов. Предусмотрено продолжение работы по поддержке предпринимателей за счет строгих гарантий по стабилизации ставок налога на добавленную стоимость, прибыль, оборот и имущество для бизнеса.
Третья цель программы направлена на "Экономию водных ресурсов и защиту окружающей среды". В частности, до 2030 года принять меры по полному переводу посевных площадей на водосберегающие технологии, усилению механизмов стимулирования труда фермеров и дехкан, внедривших водосберегающие технологии. Также в ближайшие 7 лет лесные массивы в Приаралье будут увеличены в 1,5 раза. Уровень озеленения по республике будет повышен до 30%, будут установлены требования к подрядчикам о наличии "зеленой зоны" и мест для парковки при строительстве новых жилых массивов.
Четвертая цель - "Обеспечение верховенства закона, организация государственного управления на службе народа".
В связи с этим предусмотрены такие меры, как полный перевод государственных услуг в электронную форму, направление некоторых налогов непосредственно в махаллю. В программе предусмотрен ряд предложений, направленных на обеспечение верховенства права, повышения независимости и справедливости судов, дальнейшей либерализации уголовной ответственности предпринимателей, а также создания новой системы по защите предпринимателя в судебно-следственном процессе Бизнес-омбудсменом и Торгово-промышленной палатой.
Пятая цель - "Новый Узбекистан, безопасное и мирное государство". В данном направлении предлагается вывести на новый качественный уровень практическое сотрудничество в Центральной Азии по разным направлениям, в том числе рациональному использованию водных ресурсов, развитию транспортных коридоров, оказанию поддержки соотечественникам за рубежом.
Народно-демократическая партия утвердила в качестве кандидата в президенты Узбекистана Улугбека Иноятова и его программу, состоящую из около 100 предложений и инициатив созданию института суда присяжных, проведения сильной социальной политики и социального равенства.
Кандидат от НДПУ намерен предоставить местным инвесторам те же льготы, что и иностранным, ввести налог на дорогое имущество. Особое внимание уделено судебной реформе как гарантии обеспечения верховенства закона, равноправия и прав человека, а также общественного контроля и инспекции труда в реализации трудовых прав граждан.
Кандидат в президенты от Экопартии Абдушукур Хамзаев в своей программе предложил отказаться от использования одноразовой пластиковой и полиэтиленовой тары, ввести запрет на ввоз в страну электронных сигарет и запрет с 2030 года на продажу и импорт бензиновых автомобилей. Кроме того, его платформа включает разработку программы "Зелёный Узбекистан - 2030", направленную на отказ от использования пестицидов, разработку "индекса перехода к зелёной экономике" отраслей и регионов, изменение приоритета грузоперевозок большегрузными машинами на железнодорожный транспорт, а также внедрение системы оценки воздействия на окружающую среду при принятии нормативных документов. В частности, предлагается принять экологический, водный и лесной кодексы, новую редакцию закона "Об отходах".
От СДП Узбекистана "Адолат" в кандидаты на пост президента Республики Узбекистан рекомендована Робахон Махмудова. С июля 2020 года она занимала должность первого заместителя председателя Верховного суда Республики Узбекистан - председателя судебной коллегии по административным делам. Согласно законодательству 12 мая с.г. ее полномочия приостановлены. Робахон Анваровна активно участвовала в процессе реформирования судебной системы, обеспечения независимости судов, занимается защитой прав женщин.
Все кандидаты внесли в свои программы много разумных и актуальных предложений. Часть из них перекликается друг с другом. Это свидетельствует, что поднимаемые проблемы и предлагаемые пути их решения находят одинаковый отклик у разных политических партий, представляющих широкие слои населения страны.
Объективно также, что по своему опыту, конкретным достижениям реформ, авторитету среди населения действующий Президент выгодно выделяется от других кандидатов. Это подтверждается и доверием, которое оказывает ему население. На прошлых выборах в 2021 году за Ш. Мирзиёева проголосовали более 80% избирателей. Инициированную им конституционную реформу на референдуме поддержали 90% граждан.
На предстоящем голосовании граждане самой населенной страны Центральной Азии вновь будут делать свой выбор. Причем их выбор будет важен не только для устойчивого и поступательного развития страны, но и для стабильности всего региона.