14.06.2023 20:40
    Поделиться

    Алкоголики и трудоголики: Армянский театр привез в Воронеж "Гардению"

    Искрометный спектакль о неизжитых семейных травмах показал на Платоновском фестивале Русский драматический театр имени К. Станиславского из Еревана. "Гардения" - история четырех поколений одного рода на фоне социальных потрясений ХХ века. Мужчины там упоминаются вскользь, а действуют только женщины. Глуша душевное беспокойство алкоголем или работой, они вращают свою домашнюю планету, насколько хватает сил.
    Андрей Парфенов

    Постановку Гора Маркаряна привезли в Воронеж в рамках партнерства с международным театральным фестивалем имени А. Чехова. До того ее показали в Москве. Премьера состоялась в августе 2020-го, с тех пор спектакль получил несколько наград, в том числе на смотрах за рубежом. Мобильный, внятный и экспрессивный, он привлекает прежде всего актерскими работами. Режиссер как будто скромничает, используя подчеркнуто простые приемы, чтобы все лавры достались артисткам.

    Имен у героинь нет, они появляются на сцене по старшинству, от старшей к младшей, от прабабушки в шубе и туфлях на каблуке до беременной правнучки в кедах и вязаной кофте. Каждая - одновременно дочь и мать. Каждая, почти не меняясь внешне, проходит перед зрителем путь из детства в многотрудную взрослую жизнь. Актрисам не больше сорока, и их "дочки-матери" условны. Формально семейная драма охватывает период с 1920-х по 1980-е, но режиссера приметы времени интересуют в меньшей степени, чем поставленный на repeat конфликт отцов и детей. Молодость последней из женщин вполне могла бы прийтись на наши дни.

    Вместо дома, где выясняют отношения героини "Гардении", в спектакле устроен зимний сад. Маленькая квадратная оранжерея с растениями в горшках, бочками для полива и большой фитолампой, которая равномерно освещает все цветы. А вот женщинам, рожденным благоухать, света и любви здесь не хватает - из поколения в поколение. Они не вянут, не сохнут, не перестают цвести. Но растут вкривь и вкось, передавая свои деформации по наследству.

    Для драматурга Эльжбеты Хованец принципиально важны обстоятельства эпохи: немецкая оккупация, национальное сопротивление, репрессии и прочие события из истории Польши ХХ века. Для армянского (теперь и русского) зрителя важнее условия не политические, а социальные. Круговорот несчастий, в котором вращаются героини, запущен бедностью. Оранжерейный цветок растет как сорняк…

    Шутка ли: "Женщину № 1" родители еще малышкой продали бездетной паре евреев накануне Второй мировой. Чудом уцелев при погроме, девушка вышла замуж, но по заданию подполья была вынуждена вступить в сношения с эсэсовцем. После войны осталась с ребенком одна, потеряла почву под ногами… и понеслось. Елена Варданян в этой роли - клоунесса в постоянно распахивающемся платье, с личиком Мэрилин Монро и энергией небольшой ГЭС. Турбины, однако, крутятся впустую - на дочь нет ни времени, ни сил. Та вырастает - и начинает вкалывать, как проклятая, создавать видимость благополучной семьи с первым попавшимся мужчиной. "Женщина № 2" (Татевик Мелконян) носит мужскую прическу и платье военного покроя, всего добивается своими руками и стыдливо прячет их за спиной - ногти нервно сгрызены под корень.

    Следующая дочь (Айарпи Зурначян), мечтая оторваться от мамы, покупает себе беременность и мужа, но хорошей матерью не становится: на каждодневный труд - аллергия с детства. Про ее пьяный разгул "Женщина № 4" (Рипсиме Нагапетян) рассказывает скороговоркой: она прошла курс психотерапии, ходит в костел, читает Хеллингера (автор метода расстановок, призванного решить личностные проблемы) и вполне довольна свободными отношениями с любимым. Но у нее задатки трудоголика. И у нее тоже будет девочка…

    Гардения - тропический цветок, который в Европе традиционно добавляют в свадебный букет. Символ счастья. В юности трех героинь букет с гарденией был, а счастье пришло весьма специфическое. Тем не менее они все, от неформалки-мамы до покойной прабабушки (чей всклокоченный дух так и витает над семейным советом), дружно толкают на проторенный путь свою младшенькую. К финалу семейная драма вдруг превращается в эксцентрическую комедию, которая армянским актрисам очень идет. Взрывается, как хлопушка: да будь что будет, девочка так девочка!

    Для зрителя "расстановки по Маркаряну" - как пластырь на больную мозоль. Способ посочувствовать и простить - да еще и по-доброму посмеяться, в том числе над собой.

    Пьесу "Гардения" уже ставили в России, в частности, в московском театре имени А. Пушкина и ярославском имени Ф. Волкова. Мир женщин, вынужденных нести "родовые травмы" и справляться с трудностями в одиночку, здесь знаком большинству зрителей. Как и мир людей, заливающих горе водкой.

    В Армении эти проблемы воспринимаются скорее отстраненно, признались актрисы Русского театра.

    - У нас прекрасная спокойная жизнь. Такое пьянство, как в спектакле, встречается очень редко. Отношение к родителям и вообще старшим - совсем иное. Но беда не зависит от возраста, пола, национальности, социального статуса. Это понятие общечеловеческое, как и любовь. Мы играли "Гардению" в разных странах, и везде зрители признавались, что спектакль в них отозвался. У всех есть родители, бабушки и дедушки, есть военная посттравма, - пояснила Елена Варданян. - Одна сломанная судьба может повлиять на поколения вперед, и непонятно, удастся ли выйти из этого замкнутого круга. Спектакль помогает это понять и не осуждать других людей.

    Поделиться