14.06.2023 03:00
Поделиться

На Дальнем Востоке строится первая в России частная железная дорога

Тихоокеанскую железную дорогу (ТЖД) и порт Эльга в Хабаровском крае сдадут досрочно. Об этом губернатор региона Михаил Дегтярев доложил в мае главе государства Владимиру Путину.
Железная дорога как воздух нужна богатейшему Эльгинскому угольному месторождению.
Железная дорога как воздух нужна богатейшему Эльгинскому угольному месторождению. / РИА Новости

Тихоокеанская - первая в истории современной России частная железная дорога. Предложение о строительстве линии необщего пользования от угольного месторождения в Якутии до охотоморского берега в Хабаровском крае впервые публично прозвучало в июле 2021 года на совещании в правительстве России, когда обсуждалась модернизация Байкало-Амурской магистрали. Год спустя стройка уже стартовала.

По первоначальному плану, который инициатор проекта УК "ЭЛСИ" представила в Минтранс России, строительство должно было вестись пять лет - с 2023 по 2027 год, а ввод в эксплуатацию был намечен на 2028-й. Однако инвестор решил ускорить процесс и запустить железнодорожную ветку и новый порт к концу 2024 года.

Железная дорога как воздух нужна компании, которая входит в первую тройку российских угледобывающих предприятий по объему добычи и транспортировки сырья. Коксующиеся угли Эльгинского месторождения - премиального качества, в них аномально низкое содержание серы и фосфора. Запасы угля на разрезе - более двух миллиардов тонн. По характеристикам оно сравнимо с углями знаменитых австралийских месторождений Гуниелла, Гордстон и Грегори. Благодаря высокому качеству якутский уголь востребован на мировом рынке, и подавляющая доля экспорта приходится на страны АТР.

Как сообщили в правительстве Республики Саха (Якутия), до 2020 года объем производства на Эльге составлял около пяти миллионов тонн, после изменений в управленческой политике произошел рывок: в 2022-м уровень добычи превысил 20 миллионов тонн. По словам управляющего директора угольной компании Инны Лосюк, задача на 2023 год - уже 26 миллионов тонн.

- Мы работаем в русле долгосрочной стратегии развития, принятой после смены собственника, - отметил генеральный директор УК "ЭЛСИ" Александр Исаев. - В силу волатильной экономической обстановки некоторые ее аспекты корректируются, однако общее направление остается неизменным - это выход на годовой объем добычи в 45 миллионов тонн к 2025 году.

Серьезным препятствием на пути угольщиков к выполнению намеченных планов и увеличению экспорта является нехватка пропускной способности железных дорог Восточного полигона.

- Поэтому модернизация транспортной инфраструктуры стала важнейшим элементом программы развития Эльгинского угольного комплекса. Развитие производства и инфраструктуры идет параллельно. Доставку добытого угля потребителям обеспечит собственный логистический дальневосточный кластер, в него войдут ТЖД и терминал "Порт Эльга", - подчеркнул Александр Исаев.

Тем более что положительный опыт уже есть: угледобывающая компания владеет 360-километровой частной железнодорожной линией Эльга - Улак, соединяющей месторождение с БАМом, недавно завершила ее модернизацию, увеличив пропускную способность железной дороги с четырех до 30 миллионов тонн готовой продукции в год. И новый проект, по сути, продолжает эту линию.

- ТЖД обеспечит двойной эффект: угольщики повезут по ней свою продукцию и освободят часть провозных мощностей на БАМе и Транссибе - до 15 миллионов тонн, - считает глава Хабаровского края Михаил Дегтярев.

Модернизация транспортной инфраструктуры стала важнейшим элементом программы развития Эльгинского угольного комплекса

Протяженность Тихоокеанской железной дороги - 531 километр, а с учетом разъездов и станций - 626. Трасса тяжелейшая: ряд специалистов называли проект нереальным из-за сложности строительства в горных и таежных условиях, в абсолютно безлюдной местности - крупных населенных пунктов здесь нет на сотни километров вокруг.

Однако стройка продолжается. В апреле 2023 года пройден психологически важный рубеж - проложена первая сотня километров. В настоящее время со стороны Эльги уложено 105 километров полотна, во встречном направлении, от будущего порта - 27. За полгода возведено два четырехпролетных железнодорожных моста, к середине лета планируют построить третий. Они считаются одними из самых сложных сооружений, но работы не прекращались даже зимой, когда стояли 60-градусные морозы. Кстати, при возведении мостов используют те же типовые конструкции пролетов, что и при строительстве БАМа. Да и ТЖД уже называют второй "стройкой века".

Рельсы еще недостроенной дороги вовсю служат делу. В конце прошлого декабря тепловоз совершил первый пробный проезд с мыса Манорский, где сооружается порт. Локомотив вез железнодорожный кран для укладки рельсошпальной решетки. В январе 2023-го уже на участке со стороны Эльгинского комплекса двинулся тепловоз с девятью хоппер-дозаторами. А с февраля по уложенным железнодорожным путям начался завоз материалов для дальнейшего строительства одноколейной ТЖД.

Предполагается, что в сутки по будущей магистрали станут проходить по 18 пар грузовых поездов. Для этого приобретут 15 локомотивов и 1200 вагонов. На морском угольном терминале "Порт Эльга" в районе мыса Манорский уголь будут принимать балкеры. Здесь смогут одновременно вставать под погрузку четыре специализированных судна водоизмещением до 85 тысяч тонн. Порт намечено вводить в действие очередями. На первом этапе, тестовом, перевалка составит пять миллионов тонн, затем 12, после чего терминал выведут на полную мощность в 30 миллионов. По словам Михаила Дегтярева, порт займет пятую строчку в России по объему перевалки угля.

После ввода в действие Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято около 1,5 тысячи сотрудников, в порту станут трудиться 3,5 тысячи человек.

Проект полностью реализуется на частные средства. Первоначально инвестиции в проект оценивали в 97,1 миллиарда рублей, сейчас - в 146,6 миллиарда. Срок окупаемости - семь лет.

В тему

На Эльгинском месторождении действует частная беспроводная сеть Private LTE. Это позволило внедрить на предприятии технологии виртуальной и дополненной реальности. "Успешный запуск Private LTE поможет в цифровизации сложных производственных процессов, связанных с геопозиционированием производственной техники и персонала, мониторингом и контролем энергоснабжения, а также позволит внедрить систему видеонаблюдения там, где ранее реализовать это было невозможно", - отметила директор по развитию корпоративного бизнеса телекоммуникационной компании Наталья Талдыкина.

Базовые станции LTE разместили на площади больше 10 тысяч гектаров. Они работают сразу в четырех диапазонах: 800, 900, 1800 и 2600 МГц.