Столетие выдающегося нижегородского оружейника Вячеслава Симачева отметят 15 июня

15 июня исполняется 100 лет со дня рождения талантливого инженера-электронщика. Речь о военном конструкторе Вячеславе Симачеве. Сначала он выучился на ветеринара. Не то чтобы хотел - распорядилась судьба. Наверное, мог стать хорошим врачом, но страна получила больше от его созидательного таланта.
Симачев на одном из заводов в Болгарии
Симачев на одном из заводов в Болгарии / архив Симачевых

Быстрее, зорче, точнее

Вячеслав Симачев родом из деревни Песочное Воскресенского района Нижегородской области. Получил аттестат зрелости в памятном 1941-м. Окончил среднюю школу с отличием в составе первого выпуска. Потом часто будет первопроходцем, а пока собирался на фронт. Только вот комиссия отказала в отправке - у него была травма ноги. В мальчишеских забавах споткнулся о камень, получил перелом. Нога срослась неправильно, что обернулось хромотой.

Направили парня в ветеринарное училище. Но поскольку полыхала война, даже там обучали военному делу. Вячеслав по-настоящему увлекся артиллерийскими установками и бронетехникой. В 1942-м все же отправился на войну. Победу встретил в должности артиллерийского инженера со звездочками лейтенанта на плечах и орденом Красной Звезды на груди.

Три года служил в составе Группы советских войск в Германии. Там услышал о радиоэлектронике и погрузился в изучение с головой. Вдруг четко осознал, что наука поможет уберечь нашу армию от необязательных потерь. Для этого надо упреждать противника, быть быстрее, зорче, точнее.

Молодой, да ранний

Вячеслав поступил в Горьковский индустриальный институт - сейчас это Нижегородский государственный технический университет. Успешно окончил радиотехнический факультет и отбыл по направлению на завод № 304 в Москву. Участвовал в создании Московской системы ПВО.

После окончания Академии промышленности вооружения СССР приехал в Тулу, на завод "Арсенал". Судьба конструктора оказалась навсегда связана с городом оружейников. К 36 годам стал признанным спецом и возглавил опытное конструкторское бюро завода. В ОКБ начали разрабатывать новую для СССР тематику - радиоэлектронные и радиолокационные системы вооружения для сухопутных войск.

Здесь родились мобильные радиолокационные станции (РЛС) и комплексы (РЛК) разведки движущихся наземных и надводных целей, огневых позиций артиллерии. Созданы системы активной защиты бронетехники, управления танковым и противотанковым вооружением, обнаружения воздушных объектов и управления средствами ПВО.

Коллектив под руководством Вячеслава Ивановича выпустил в свет десятки разработок. Сам конструктор считает одной из главных станцию наземной артиллерийской разведки "Леопард".

- Другие станции не могли видеть танки противника, которые шли на фоне помех, кустарников и так далее, - отмечал Вячеслав Симачев в одном из интервью. - А наша видела, это было главное.

Он получил за "Леопарда" Государственную премию. Станция считалась революционным изобретением в начале 1970-х годов. Периодически проходит модернизацию и остается в строю.

Еще одна разработка под названием "Кредо" по-прежнему на передовой. Когда-то была способна обнаруживать пехоту на расстоянии до четырех километров, технику - до восьми, сейчас характеристики улучшены. Илья Муромец военной электроники - так величали Вячеслава Симачева в научных кругах. Он обладал огромной интеллектуальной мощью.

Все равны

По сей день в деревне Песочное Воскресенского округа заметен дом, где родился Вячеслав. Постройка добротная, держится вопреки годам. Отец будущего конструктора Иван Николаевич сам сладил избу - справным был плотником. Зимой собирал мужиков в бригаду и уходил с ними на промысел в Нижний Новгород. Репутация бежала впереди мастеров из Песочного.

Сын Слава брал на себя мужскую работу по дому, во всем помогал маме Любови Федоровне. Старался быть таким же основательным, как отец. Уже тогда пристрастился к чтению, любил умные книги. Подсадил зрение, поскольку штудировал труды при лучине. Чтение навсегда осталось его излюбленным занятием в свободное время. Ценил хорошую компанию, общение. Вячеслав Иванович занимался военной тематикой, однако многие отмечают его миролюбивый характер.

- Бывало, в чем-то не поладят с мамой, отец всегда найдет способ смягчить конфликт, - вспоминает дочь Наталия Симачева. - А еще у него была традиция. Пойдет в гастроном за продуктами, обязательно принесет шоколадки - маме, мне, внучке Виолетте и маминой маме Ольге Емельяновне.

С тещей замечательно ладил. Два деревенских человека всегда находили, о чем потолковать.

- Отец был большим руководителем, - продолжает Наталия Вячеславовна, - но со всеми здоровался за руку. Не сортировал людей на влиятельных и простых. Многие высокие чины удивлялись.

Всегда сам гладил брюки и рубашки. Если супруга Ирина Павловна находилась в отъезде, мог спокойно приготовить обед

Вячеслав Иванович отличался великой работоспособностью. Порой уезжал со службы ночь за полночь. Молодежь равнялась на руководителя. Он, в свою очередь, поддерживал начинающих инженеров и учил смело браться за самые сложные задачи. "Интеллекта у нас хватит" - таким было его кредо.

Вячеслав Симачев превратил заводское КБ в научно-исследовательский институт "Стрела". Учреждение здравствует до сих пор в статусе научно-производственного объединения концерна "Алмаз-Антей".

Название "Стрела" придумал сам руководитель. Отпустил тетиву и устремил военную радиоэлектронику в будущее.

Справка

Симачев Вячеслав Иванович (15.06.1923-15.10.2020) - ученый и конструктор в сфере радиотехники и электроники. Основоположник радиоэлектронного вооружения в СССР. Основатель научной школы распознавания движущихся наземных, надводных и низколетящих воздушных целей. Организатор оружейного производства, создатель и первый генеральный директор научно-исследовательского института "Стрела" в Туле. Сейчас это ПАО "НПО "Стрела" в составе концерна воздушно-космических сил "Алмаз-Антей".

Автор 65 основополагающих изобретений, более 150 научных трудов. Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, доктор технических наук, почетный гражданин города-героя Тулы.

В годы Великой Отечественной войны основным средством разведки войск были оптические приборы. Требовались всепогодные всесуточные средства разведки, и в первые послевоенные годы они появились - радиолокационные станции (РЛС).

В октябре 1951 года по решению Совмина СССР на базе центрального авторемонтного завода Тулы и на его территории создается завод № 668 (позднее "Арсенал"), которому и предписывалось начать выпуск РЛС наземной разведки.

Московский период Фото: архив Симачевых

В 1955 году на заводе создается ОКБ, которое, наряду с усовершенствованием уже существовавших РЛС, начало разработку собственных изделий. Поступает и первое задание - завершить начатую в столице работу над радиолокационным комплексом траекторных измерений "Амур". По приказу Д.Ф. Устинова в качестве руководителя из Москвы приезжает выпускник радиотехнического факультета Горьковского политехнического института В.И. Симачев. Работу успешно завершили, комплекс пошел в серию, применялся на полигонах ВВС, ВМФ, ПВО, ПРО страны, а 36-летний Симачев стал начальником ОКБ.

Коллектив накапливал опыт, появлялись новые образцы - СНАР-6, "Береза", "Шилка", "Тунгуска", "Кобра". Радиолокационная станция наведения для ЗСУ "Шилка" оказалась настолько успешной моделью, что находилась в производстве более 20 лет. Наличие в составе ЗСУ "Шилка" РЛС, которая могла в автоматическом режиме обнаруживать и сопровождать цели на ходу, вводить поправки на дальность и скорость, позволило радикально повысить эффективность зенитного огня. Она применялась не только против воздушных, но и против наземных целей.

Вскоре в ОКБ Симачева закончили работу над очередным образцом - в серию пошел радиолокационный комплекс контрбатарейной борьбы АРК-1 "Рысь". А в 1971 году на вооружение поступила СНАР-10 "Леопард". Это было изделие нового поколения, разработанное на полупроводниковой элементной базе. По своим возможностям этот комплекс значительно превосходил все известные оптические системы, обладая к тому же высокой мобильностью, автономностью и живучестью, был способен работать в условиях применения оружия массового поражения.

Он активно поставлялся во многие страны, а зарубежные специалисты, в том числе и специалисты Германии и США, высоко оценивали характеристики СНАР-10 даже спустя десятилетия с начала серийного производства. "Леопард" выпускался в серии более 20 лет и был снят с производства только с развалом СССР. Аналогов данному комплексу в мире создано не было.

Успешно велась работа по созданию радиолокационных прицелов для наземной артиллерии - совершенно новое направление в радиолокации, не имевшее аналогов в мире. В ОКБ сделали прицелы для 100-мм гладкоствольной противотанковой пушки МТ-12 - "Рута", для ПТРК "Конкурс". Здесь в процессе проектирования В.И. Симачев впервые в радиолокационной практике для наземной артиллерии еще в семидесятые годы применил принцип унификации.

В 1966 году бюро приняло участие в проектировании системы управления противотанковой ракетной системы "Дракон". Во время испытаний на полигонах случалось, что снаряды до цели не долетали и падали, разбиваясь на куски. Радиолокационная же система управления продолжала работать.

Еще в 1972 году на вооружение поступила переносная станция наземной разведки "Кредо", через два года - станция ближней разведки "Фара", уникальной особенностью которой являлась возможность установки в качестве прицела на станковое автоматическое стрелковое оружие. При отсутствии оптической видимости эффективность поражения целей этими средствами достигала 0,8. Для сравнения - с оптикой в таких условиях стрелять было невозможно вообще. Эти станции позволяли и ночью, и в непогоду обнаружить не только крупногабаритную цель, но и отдельно идущего человека.

После этого взялись за конструирование комплексов, позволявших определять координаты установки или орудия противника, из которых прозвучал хотя бы один выстрел. Принятая в 1977 году на вооружение РЛС "Рысь" решила эту задачу - она точно указывала положение стреляющих реактивных, минометных или гаубичных батарей, комплексов тактических ракет.

В конце 70-х годов Правительство поручило главному конструктору разработку артиллерийского разведывательного комплекса "Зоопарк-1". Министерство обороны и ВПК Совета Министров СССР отнесли "Зоопарк-1" к числу наиболее приоритетных работ. Проект был утвержден с предложениями В.И. Симачева - "Зоопарк-1" - основной пункт управления разведывательно-огневого комплекса.

В 1979 году КБ, выросшее к тому времени до трех тысяч человек, постановлением Министерства радиопромышленности вывели из состава завода и преобразовали в головной в СССР научно-исследовательский институт "Стрела", директором, главным конструктором и научным руководителем стал В.И. Симачев.

Работы в области создания комплексов активной защиты в ОКБ Симачева были начаты в 1965 году в соответствии с решением ВПК Совета Министров СССР. На башне танка укреплялись приемно-передающие антенны, остальные элементы РЛС располагались внутри танка. Станция "захватывала" в поле зрения подлетающий снаряд или ПТУР и за несколько десятков метров до его "касания" давала команду на выстрел. Срабатывал специальный заряд, который и сбивал с траектории снаряд или ракету. Так в нашей армии появилась система "Дрозд".

Понимая важность слияния науки с производством, Симачев еще в начале 60-х годов стал развивать и позднее создал мощное собственное опытно-экспериментальное производство, включая микроэлектронное производство, в результате чего предприятие перешло на изготовление опытных образцов изделий собственными силами и, фактически, стало прообразом первого в отрасли научно-производственного объединения.

Он страстно верил в силу науки и был крупным организатором НИОКР. По воспоминаниям соратников, Симачев В.И. был человеком высокой культуры, который многим помогал, но никого не поучал. Лично знал и общался с Устиновым Д.Ф., Афанасьевым С.А., Бахиревым В.В., Зверевым С.А., Лавочкиным С.А., соратник Астрова Н.А., Нудельмана А.Э., Непобедимого С.П., работавший в начале пути с Расплетиным А.А. и другими признанными светилами конструкторской мысли. Он оставался удивительно скромным и простым в общении человеком.

Становление молодых инженеров и ученых тоже происходило под его влиянием. Как говорили его ученики, "В.И. Симачев обладал удивительным даром замечать молодых специалистов и способствовать их росту. Его опыт и мудрость помогали нам в то непростое время поверить в себя и свою способность освоить неведомые области техники, а его работа как научного руководителя - главного конструктора была активной: он всегда поддерживал передовые начинания и предупреждал возможные ошибки и неудачи".

Свой земной путь Вячеслав Иванович закончил 15-го октября 2020 года, оставив в наследство научную школу селекции движущихся целей, советскую школу проектирования радиотехнических средств Сухопутных войск, а также науку управления, упорство в достижении целей и верность мужскому слову.