В конкурсе участвовали девять спектаклей, их показали театры из семи городов. Гран-при получила постановка главного режиссера Краснодарского молодежного театра Даниила Безносова "Ночь любовных помешательств" по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь".
Интересно, что в фестивальной афише лидировали шекспировские пьесы. Комедию "Много шума из ничего" увидели в двух интерпретациях - от Нижегородского ТЮЗа и московского Губернского театра. В разных переводах: нижегородцы сделали свой, а москвичи использовали традиционный - Щепкиной-Куперник.
Новосибирский молодежный драматический "Первый театр" показал "Ромео и Джульетту". Мнения зрителей разделились. Кто-то пришел в восторг от хулиганской постановки Алексея Золотовицкого (Москва) в жанре остросюжетного детектива. Трагедия, драма стала смешной комедией. Какое неожиданное прочтение! Как известно, "печальнее нет повести на свете...". Герои погибают. Но никому не сочувствуешь здесь, никого не жаль. И любви молодых героев мы не увидели, не случилась она. Кто-то возмущался: "Шекспир перевернулся в гробу", "Обидно за классику. Вечер разочарования, обманутых ожиданий". "Прикольно, классно" - это для подростков. "Вау! Че это?" - лексика 14-летней Джульетты. На сцене - поколение, ведущее сидячий образ жизни.
Московский еврейский театр "Шалом" привез спектакль худрука Олега Липовецкого "Моня Цацкес - знаменосец" по повести Эфраима Севелы. Как отметили не только зрители, но и профессионалы - критики, театроведы, - отличная, филигранная работа. Настоящее зрительское счастье. Спектакль - молитва, потрясение. История молодого литовского еврея, попавшего в советскую армию. Идет Великая Отечественная война. Рядовому Цацкесу, парикмахеру по профессии, который не умел и не хотел воевать, было суждено стать знаменосцем. Зрители хохочут, не переставая, до слез - очень смешные сцены, остроумные реплики, яркий, сочный, "вкусный" текст. Смекалист и "мудер" Моня - по мнению командира полка Штанько. "Быть евреем - значит не быть дураком". Смех, один из главных героев спектакля, спасает от страха, побеждает его. А вера не дает потерять себя. В финале зрители замирали, плакали.
Комедия - любимый зрителями жанр. И такой сложный. Нелегко поставить яркий, острый спектакль, умный и тонкий, и не скатиться в пошлость. Как рассмешить публику? И сделать так, чтобы в зале было не пустое веселье, а осознанный смех, который заставляет задуматься.
Зрители активно обсуждали спектакли в соцсетях. Голосовали за понравившиеся. Им задавали вопросы: "Ромео и Джульетта" Шекспира - это трагедия или комедия? Над чем вы смеялись сегодня на спектакле? Какими качествами должен обладать режиссер, который ставит комедию? Когда вы смеялись в последний раз? Что вызвало смех? Какие комедии любите?"
Завершили фестиваль специальные гости из Москвы - Театр на Таганке постановкой Юрия Муравицкого "Вишневый сад. Комедия". С Ириной Апексимовой в роли Раневской. И снова зал разошелся во мнениях.
В планах - проведение третьего фестиваля в 2024 году. Возможно, столица Поволжья, закатов, молодежная столица-2023 станет еще и столицей комедий.
Награды распределились следующим образом:
Диплом "За поиск нового театрального языка" достался спектаклю главного режиссера Нижегородского ТЮЗа Алексея Логачева "Много шума из ничего".
Диплом "За смелость в превращении трагедии в комедию и за проявленную решительность при преодолении трудностей в пути на наш фестиваль" получил новосибирский молодежный драматический "Первый театр".
Московский еврейский театр "Шалом" отметили дипломом "За смех, который делает нас мудрее и сильнее".
Приз зрительских симпатий присужден спектаклю "Давай поедем в Уналашку" Русского драматического театра Удмуртии (Ижевск). Поставил его режиссер Никита Трофимов по повести Анны Красильщик, адресован он как детям, так и взрослым - для всей семьи.