Во время ледохода и ледостава связь с островными территориями столицы Поморья прерывается и целиком зависит от погоды. Дороги по льду уже (или еще) нет, а обычные речные теплоходики со своей задачей справиться не могут. Выдержать удары льда способны только буксиры, которые... не предназначены для перевозки людей! Тем не менее они десятилетиями "пыхтят" по Двине с островитянами на борту...
Почти два года назад на заводе "Красная Кузница" было заложено первое судно из серии, предназначенной для архангельской Арктики. Всего для столицы Поморья построят три комфортных современных судна с ледовым усилением, плюс еще одно - для Онеги.
- Проект разработан специально для условий Северной Двины с учетом климатических особенностей региона: судно сможет двигаться по реке при толщине битого льда до 50 сантиметров. А сейчас мы вынуждены выводить буксиры при шуге, толщина которой составляет десять сантиметров. Но главное, что перевозка пассажиров на открытой палубе уйдет в прошлое! - рассказал "РГ" по итогам посещения завода "Красная Кузница" глава Архангельска Дмитрий Морев.
Он отметил также, что на новых судах пассажиров будут принимать теплые каюты на 100 посадочных мест, причем безопасности людей при строительстве уделяется сейчас максимальное внимание.
Первый "комфортный" рейс на архангельские острова можно будет совершить во время навигации 2025 года: к этому времени один из пассажирских ледоколов должен закончить испытания на чистой воде и во льдах.
Сдать первое судно планировалось несколько раньше, но помешало введение санкций.
- В новых экономических условиях нам пришлось вносить изменения в проект, чтобы заменить часть оборудования и материалов на отечественные. Эта процедура успешно выполнена, и сейчас мы вошли в работу по актуализированному графику, - пояснил директор Архангельского филиала "СРЗ "Красная Кузница" Центра судоремонта "Звездочка" Михаил Дерябин.
Решение о строительстве судов было принято в 2020 году по итогам визита в регион министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова.
В итоге на создание ледоколов завод получил федеральные средства. Разработкой проекта занимался Северный филиал Российского речного регистра.
Летом в Архангельске снесут 48 аварийных «деревяшек»: все они расселены. Бюджетные деньги на снос не выделяются. «Заключаем договоры с подрядчиками, выполняющими демонтаж на безвозмездной основе, — сообщил глава города Дмитрий Морев. — Взамен предприниматели получают вторичные стройматериалы. Стараясь сохранить брус и доски, подрядчики выполняют работу максимально аккуратно».