Новый маршрут позволит перераспределить нагрузку между инфраструктурой юга и северо-запада России и создать дополнительные возможности для отправки экспортных и импортных грузов в контейнерах через порты Северо-Запада.
Еще один проект по контейнерным перевозкам реализуется в Мурманской области. В летне-осеннюю навигацию 2023 года предполагается выполнить два субсидируемых каботажных рейса атомного контейнеровоза "Севморпуть" из порта Санкт-Петербург в порты Дальнего Востока. Планируется, что в первый рейс судно выйдет из Санкт-Петербурга в третьей декаде июня, а во второй - в третьей декаде сентября. По словам исполняющего обязанности генерального директора компании "Атомфлот" Леонида Ирлицы, на данный момент формируется потенциальная грузовая база в Мурманске, Санкт-Петербурге, Восточном, Владивостоке и Петропавловске-Камчатском. В 2022 году "Севморпуть" успешно выполнил два рейса по трассе Северного морского пути без ледокольной проводки, подтвердив готовность работать в установленные сроки и перевозить даже негабаритные грузы.
- Для экономической эффективности каботажного рейса важно обеспечить обратную загрузку судна, - подчеркнул Леонид Ирлица.
Эксперты отмечают, что при снижении общей погрузки в России объемы контейнерных перевозок растут, что говорит об особой важности этого способа транспортировки грузов для экономики страны. В условиях переориентации грузопотоков с западного на восточное направление необходим универсальный способ переправлять грузы с Северо-Запада на Восток, уверен член комиссии Госсовета РФ по экономике и финансам, член комиссии Госсовета РФ по энергетике, руководитель рабочей группы "Социально-экономическое проектирование" Экспертного совета АСИ, резидент экспертного клуба ЦСР Владислав Онищенко.
Российским предприятиям остро необходимы различное промышленное оборудование, машины, продукция химической и фармацевтической отраслей. По словам Владислава Онищенко, в промежуточном потреблении российских предприятий импорт достигает почти 50 процентов. До санкций из стран Запада в Россию ежегодно поставлялось около 4,3 миллиона тонн грузов в год. Сейчас эти поставки пойдут через Китай и другие страны АТР. Расчеты показывают, что в ближайшие два года прирост по машинам и оборудованию составит около 11 миллионов тонн. Если транспортная отрасль не справится с таким объемом перевозок, то возникнут перебои в работе предприятий, формирующих более 13 процентов валового внутреннего продукта. Для этих перевозок жизненно необходимы контейнеры и создание инфраструктуры.
В этой ситуации обостряется проблема нехватки контейнеров. Представители международных морских линий покинули российский рынок, это привело к сокращению около 30 процентов контейнерного парка.
Представители транспортной отрасли в один голос говорят, что контейнеры уже сегодня способны обеспечить максимальный экономический эффект, но для этого предстоит решить ряд не самых простых задач. Прежде всего нужно увеличивать российские портовые мощности, считает генеральный директор УК "Глобал Портс" Альберт Лихолет. Сейчас они составляют в общей сложности примерно 7 млн TEU, тогда как в нынешних условиях требуется как минимум вдвое больше.
В этой связи любопытны результаты исследования возможностей развития контейнерной логистики, которое проводилось в 2004 году. Как выяснилось, на тот момент мощности европейских портов оценивались примерно в 100 TEU на 1000 человек, тогда как в России они составляли всего лишь 25 TEU. И сегодня ситуация почти не изменилась: на 1000 человек приходится 34 TEU.
Контейнерные перевозки приводят к мультипликативному эффекту в экономике. Одна тонна грузов, перевозимая контейнерами, дает в 8 раз больше налоговых поступлений с учетом смежных отраслей, чем, например, тонна угля в полувагонах, и в 3,5 раза больше налогов, чем средний железнодорожный груз, подчеркивает Владислав Онищенко. Это связано с тем, что в контейнерах перевозится продукция более высокого передела, имеющая большую добавленную стоимость.
Перевозка СПГ по Северному морскому пути уже доказала свою экономическую эффективность. Огромный потенциал развития демонстрирует "пионерский" контейнерный маршрут по арктическим морям, отмечает глава министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков. Первый контейнерный рейс атомного лихтеровоза "Севморпуть" между Санкт-Петербургом и Владивостоком имел спрос на уровне 15 процентов, второй - 90 процентов, причем на обратном пути судно было загружено камчатской рыбопродукцией в рефрижераторных контейнерах. Всего этими двумя рейсами в 2022 году было доставлено 8,5 тысячи тонн грузов. Для установления экономически обоснованного тарифа на перевозку в качестве индикатора была использована стоимость перевозки контейнеров по железной дороге между европейской частью России и Дальневосточным федеральным округом. Это означает, что контейнерные перевозки по СМП становятся эффективным инструментом развития внутреннего рынка РФ: рыбу, которая раньше уходила с Дальнего Востока в страны АТР, теперь смогут покупать жители европейской части России.