Журналисты "РГ" посетили спецфонд янтаря в Екатерининском дворце

В этом году исполнилось ровно двадцать лет со дня открытия воссозданной Янтарной комнаты в Царском Селе. На ее восстановление потребовалось почти четверть века кропотливой работы. И - сведения о шедевре, его подробное описание, знание технологий обработки янтаря. Очень помогли фрагменты подлинника, ныне хранящиеся в специальном фонде Екатерининского дворца, куда и отправились журналисты "РГ".
Чтобы янтарь не тускнел, его нужно специально обрабатывать
Чтобы янтарь не тускнел, его нужно специально обрабатывать / Святослав Акимов/РГ

Незаметная лестница ведет вниз, в "сокровищницу". Нас встречает Елена Калугина, хранитель фонда, ныне содержащего более 400 янтарных "единиц". На одной из витрин - те самые исторические фрагменты, ставшие эталоном для обработки камня в XX веке, в том числе крошечный янтарный самовар.

Напомним: еще к началу 1940-х Янтарная комната находилась в плохом состоянии и нуждалась в реставрации: за камнем неправильно ухаживали столетиями: покрывали его натуральной олифой. Она давала блеск, но затем изделие темнело. К тому же янтарные панели осыпались. Выпавшие фрагменты сотрудники музея довоенного периода бережно складывали в комоды. Чтоб не потерялись до реставрации, которая уже тогда планировалась. Но вмешалась война.

Комоды были вывезены в эвакуацию, и потом благополучно вернулись обратно, вместе с фрагментами. Уже в наше время подлинные кусочки комнаты и были взяты реставраторами за образцы при воссоздании "восьмого чуда света". На его возрождение из небытия потребовалось шесть тонн янтаря. И цифра только кажется большой, "полезный выход" из самородков янтаря не превышает 15 процентов

Подлинные фрагменты занимают небольшую часть экспозиции янтарного фонда дворца. Янтаря здесь много и другого: именно в Екатерининский с давних времен привозили различные вещи из других императорских резиденций. Так что в экспозиции есть дипломатические дары и XVII века, и более позднего времени: янтарные шкатулки, ларцы и другие предметы. Разглядывая вблизи эти изысканные вещи, удивляешься, насколько волшебно смотрится прозрачный янтарь, под который подложена золотая фольга.

У некоторых изделий - извилистая судьба. Например, навершие от крышки ларца в виде маленькой короны. Ларец стал последним янтарным приобретением Николая II. К началу Великой Отечественной он был в плохом состоянии, поэтому его побоялись везти в эвакуацию, взяли только корону-навершие. Она и сохранилась.

Складная доска для настольных игр. По легенде, принадлежала Елизавете Петровне. Разные поля - для шахмат, триктрака, логической игры "Мельница". Скорее всего, за игрой коротала вечера не одна царственная особа.

Чернильный прибор второй половины XVIII века. Его изюминка - разные песочные часы, рассчитанные на секунды, минуты, часы. Переворачивая их, можно представить, как быстро уходит время.

Из фонда идем в Царскосельскую янтарную мастерскую, где по-прежнему занимаются реставрацией предметов из "солнечного камня". Борис Игдалов, ее директор, рассказал, что как раз к 20-летию воссоздания комнаты провели работы по расчистке и укреплению панелей. Был восстановлен защитный слой. Янтарь покрывают воском, растворенным в специальных составах и превращенным в кашицу. Ее втирают в поверхность, затем протирают шерстяной тряпочкой.

Для реставрационных работ используется, конечно же, янтарь натуральный. Но его часто приходится "подкрашивать", чтобы приобрел нужный оттенок. Обычный цвет натурального янтаря - не такой уж интересный. Игдалов буднично называет его "цветом квашеной капусты". Прозрачный янтарь помещают в печь - и получают насыщенный коньячный. Непрозрачный окрашивают натуральными красителями, чтобы получить желаемый спектр цветов - от светло-желтого до тона крепкого чая. Кстати, в свое время в стенах Технологического института была разработана целая технология окрашивания. "Это был серьезный документ сугубо для служебного пользования", - подчеркнул Игдалов.

Часто реставраторамприходится «подкрашивать»янтарь, чтобы он приобрелнужный оттенок. Фото: Святослав Акимов

- Янтарь, давая тепло, требует любви и внимания от тех, кто с ним работает. Если же человеку все равно - что делать, как, лишь бы зарплата шла - это не к нам. Все равно у такого ничего не получится: будет только портить камень, - уверяет Игдалов.

Кстати

Сами реставраторы уверены: если Янтарная комната и найдется, то она будет выглядеть куда хуже, чем воссозданная. Время безжалостно, и чтобы янтарный предмет сохранил первоначальную яркость и цвет, за ним нужно постоянно и профессионально ухаживать. Но говорят, что с радостью помогут вернуть былую красоту комнате подлинной.