14.06.2023 09:55

На Урале обнаружили уникальные останки рептилий и зубы крупных акул

На реке Миасс обнаружили редкие для Урала и Сибири находки - позвонок морской змеи и кусочек панциря черепахи. А еще - зубы крупных акул и остатки костистых рыб.
    Дмитрий Гимранов/Предоставлено УрФУ

Примерный возраст костей рептилии палеонтологи Института экологии животных и растений УрО РАН и УрФУ оценили в 45-35 миллионов лет. Точнее будет понятно после тщательного анализа на базе Палеонтологического института РАН в Москве.

Такие ископаемые объекты присущи Западной и Восточной Европе, Кавказу и Средней Азии. На территории Урала и Западной Сибири было сделано всего две такие находки: в прошлом году - позвонок морской змеи на реке Дерней в Свердловской области, и сейчас - позвонок змеи на Миассе. Причем, попался он на глаза челябинскому палеонтологу-любителю Алексею Софрыгину. Выехавшие на место обнаружения ученые других позвонков, увы, не нашли. Зато отыскали кусочек панциря черепахи - тоже редкая удача.

Образцы говорят о том, что в позднем эоцене здесь плескалось море, и эти края были самой северной точкой распространения морских змей в Азии.

Кстати, в Курганской области палеонтологи обнаружили еще и зубы крупных акул (они залегают почти в нетронутом виде в слоях на крутых склонах реки) и остатки костистых рыб.

- Мы с коллегами кисточкой, лопаточкой и ножичком расчищали слой с костными остатками позвоночных животных эоценового времени, просеивали, промывали, перебирали и делали ценные для исследователей находки, - рассказал руководитель исследований Дмитрий Гимранов.

Фото: Дмитрий Гимранов/Предоставлено УрФУ