В Зауралье почти 9 тысяч километров федеральных, региональных, межмуниципальных и муниципальных автодорог. Каждый год на их строительство и ремонт уходят миллиарды бюджетных рублей. Например, в этом году выделено более 10 миллиардов, чтобы привести в нормативное состояние 330 километров дорог регионального и местного значения. Обидно, когда после обновления трасс их уже вскоре приходится ремонтировать вновь, и одна из основных причин разрушения покрытия - перегруз: недобросовестные перевозчики в погоне за прибылью не соблюдают нормы, отправляют машины с двойным, а то и тройным перевесом.
В последнее время вместе с ситуацией в мире поменялся и транспортный трафик: в западном направлении и обратно машины теперь идут редко, а вот грузопоток на восток резко увеличился. В сутки через Курганскую область в обоих направлениях проходит около 30 тысяч машин. Только через многосторонний автомобильный пункт пропуска (МАПП) "Петухово" - почти тысяча.
Именно поэтому пилотный проект стартовал здесь - с операции по выявлению тяжеловесного и крупногабаритного транспорта, идущего с превышением допустимой массы и нагрузки на ось (норматив - не более 10 тонн). Две недели более 60 государственных инспекторов Ространснадзора со всего УрФО при поддержке МВД и ФСБ и координирующей роли прокуратуры осуществляли тотальный контроль за автомобильными потоками. Зоркий, наметанный глаз специалистов сразу замечал машины с перегрузом: рессоры просели, грузовик "тянет" в сторону, кузов накренился.
- Такие перевозчики создают повышенную аварийную опасность на дорогах, которая порой приводит к необратимым последствиям, - говорит начальник отдела государственного автодорожного надзора по Курганской области МТУ Ространснадзора по УрФО Олег Седельников. - Помните случай в Челябинской области, когда водитель перегруженной машины не справился с управлением, грузовик опрокинулся и буквально засыпал щебнем идущую следом легковушку? К сожалению, таких происшествий немало на наших дорогах.
Увы, даже трагедии ничему не учат, не останавливают недобросовестный бизнес. Как с этим бороться? Контроль, профилактика, наказание, перечисляет Олег Седельников. Но сначала нужно зафиксировать перегруз. Для этого есть автоматические пункты весогабаритного контроля, правда, пока их очень мало. Например, в Зауралье только три, все на региональных дорогах. На федеральных трассах "рамок" нет, и это большая проблема для большинства российских регионов. Нет в Зауралье ни одного стационарного пункта, и только три передвижные лаборатории весогабаритного контроля - это специальные автофургоны с измерительным оборудованием. Проверка машины занимает не более 15 минут.
Во время операции на дорогах региона работало 8 таких лабораторий: около тысячи машин досмотрели, 400 взвесили. Только пять процентов из них допустили нарушения. Возможно, сыграла роль гласность: надзорное ведомство не скрывало, что планируются проверки. Многие водители решили не рисковать. Правда, некоторые предприятия приостановили отправку машин, например, три дня не работали щебеночный и песчаный карьеры, но потом все же возобновили отгрузку.
Кто-то пытался ловчить, искать объезд. Один перевозчик вывалил асфальт на обочину, чтобы не платить штраф. Но в перспективе все это не спасет: как заявили в надзорном ведомстве, техсредств контроля становится все больше, мероприятия по проверке большегрузов будут проводить регулярно.
Всего за две недели на предпринимателей наложено штрафов на 4 миллиона рублей, но в эту сумму вошли санкции не только за перегруз, но и за нарушение режима труда и отдыха водителей, за отсутствие системы ГЛОНАСС и оплаты за "Платон". Напомним: теперь к административной ответственности за превышение веса и габаритов привлекается не водитель, а владелец транспортного средства.
Сергей Фомин, начальник МТУ Ространснадзора по УрФО:
- За две недели в Курганской области обследован 1501 километр автодорог, проконтролировано 962 транспортных средства. Был значительно снижен поток большегрузных и крупногабаритных машин, допускающих нарушения. Такие результаты достигнуты благодаря межведомственному взаимодействию. В результате выработан комплекс мер, который поможет сохранить дороги в надлежащем состоянии и повысить безопасность движения.