14.06.2023 20:03
Поделиться

Как работает российский бизнес спустя год после ухода зарубежных разработчиков программного обеспечения

Больше года назад большинство зарубежных поставщиков программного обеспечения приостановили свою деятельность на российском рынке и отечественный бизнес встал перед дилеммой - параллельный импорт или импортозамещение. Эксперты считают, российским компаниям пока удается "сидеть на двух стульях", а на полный переход на российское ПО понадобится не менее четырех лет.
iStock

Согласно базе данных Йельского университета с весны 2022 года около 500 зарубежных компаний остановили свою работу в России, 151 компания снизила свою бизнес-активность, 175 заняли выжидательную позицию и 230 продолжают работу. При этом значительная часть ушедших компаний предлагала продукты и услуги относящиеся к с информационным технологиям. По мнению исполнительного директора АРПП "Отечественный софт" (Ассоциация разработчиков программных продуктов) Рената Лашина российский IT-рынок покинули более 200 зарубежных вендоров и была приостановлена реализация около 2000 IT-решений.

В этой ситуации у российских компаний и организаций было несколько вариантов продолжить свою работу.

Продолжить использовать уже существующие лицензии на ПО, а затем продлевать старые или покупать новые. Часть таких лицензии зарубежные компании, например, Microsoft, несмотря на "официальный уход", продолжили продавать российским компаниям напрямую. Другая часть лицензий приобреталась в рамках "параллельного импорта".

Еще одним вариантом стало использование зарубежного ПО без лицензий. Такой подход вызвал немало возражений, в том числе и со стороны российских разработчиков ПО, которые резонно опасаются, что легализация "бесплатного" зарубежного софта поставит их в крайне невыгодное положение. В связи с этим премьер-министр РФ Михаил Мишустин предложил направлять отчисления, которые планируется взимать с организаций за использование программного обеспечения ушедших из России вендоров, на гранты для российских IT-компаний и на обеспечение залоговой массы для льготных кредитов для них.

И самым сложным, но и при этом самым перспективным вариантом в средне- и долгосрочной перспективе считается импортозамещение - миграция на российское ПО.

Для организаций обеспечивающих работу критической информационной инфраструктуры в области здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сферы, топливно-энергетического комплекса и других важных секторов экономики, вопрос выбора стратегии развития IT-систем не стоит. 20 марта 2022 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому госорганам и госкомпаниям запрещается использовать иностранное программное обеспечение (ПО) на объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) с 1 января 2025 года. Однако остальной российский бизнес, включая компании госсектора, выбрал гибридный вариант.

"Мы видим, что многие компании нашли способы продления работы зарубежного софта с использованием "параллельного импорта". Как правило, их применяют те организации, которые не готовы "здесь и сейчас" искать российскую замену и аналоги, а зарубежное ПО выполняет у них важные функции, - говорит коммерческий директор компании "Аванпост" Александр Санин. - Ряд других компаний работает на иностранном ПО по принципу "пока всё работает - не трогай". Они в большинстве случаев имеют бессрочные лицензии, права на использование ПО у них никто не отзывал. С технической поддержкой дела у них обстоят сложно. Но она либо требуется им крайне редко, либо по силам их собственным специалистам".

Такая политика во многом связана с большими инвестициями (денежными и трудовыми) в закупку сложного и дорогого программного обеспечения, сделанными еще до 2022 года.

"Значительная часть "тяжелого" ПО закупается с бессрочными лицензиями или с длительными лицензиями на 2, 3, 5 лет. Добавим к этому традиционное для нашего крупного бизнеса недоверие к облачным сервисам (SaaS). В итоге при некоторых возникших неудобствах от официальных уходов вендоров потерять доступ к уже внедренным системам не так уж и просто. В части поддержания работоспособности существующих ИТ-систем, как правило, выход пока находится", отмечает генеральный директор RooX Алексей Хмельницкий.

Делать ставку исключительно на параллельный импорт программного обеспечения - слишком рискованная стратегия для предпринимателя

При этом и эксперты и сами представителя бизнеса признают, что в среднесрочной перспективе, альтернативы импортозамещению нет, так как делать ставку на параллельный импорт слишком рискованная стратегия.

"Мы наблюдаем повышенное внимание к переходу на российские решения на перспективу. По крайней мере в нашем сегменте решений по управлению доступом даже те, у кого прямо сейчас нет проблем с использованием текущих решений, прорабатывают варианты замены", - говорит Хмельницкий.

Импортозамещение программного обеспечения происходит неравномерно, но по мнению экспертов, это было неизбежно.

Главный аналитик РУССОФТ Дмитрий Желвицкий, считает, что быстрее всего переходят на программное обеспечение, которое по функционалу не уступает или почти не уступает аналогам ушедших из России компаний. Это операционные системы, офисные приложения, системы видеоконференцсвязи (ВКС), системы управления предприятием (ERP) и системы управления базами данных (СУБД): "Относительно ERP и СУБД многое зависит от объема обрабатываемых данных. Если он не очень большой, то отечественные решения вполне конкурентоспособны".

Генеральный директор компании MightyCall Юлия Черноуцян уверена, что к концу 2024 года доля российского софта на рынке колл-центров достигнет 100%, отмечая при этом, что еще в начале 2022 года до 70% этого сегмента рынка занимали зарубежные вендоры - Avaya, Cisco, Genesys, а сегодня уже более 60% принадлежит российским производителям.

"В результате санкций в части инфраструктурных решений рынок колл-центров оказался в той же ситуации, что и другие сегменты бизнеса. Стали недоступны продукты Microsoft, сетевое оборудование и шлюзы Cisco, серверные операционные системы. На этом фоне компании ищут альтернативные пути - переходят на продукты с открытым кодом и решения российских производителей, которые входят в реестр отечественного программного обеспечения. Особенных технических проблем в ходе этой миграции не наблюдается: российские поставщики ПО смогли сформировать полноценное предложение, которое не уступает по качеству и функционалу зарубежным аналогам", - говорит Черноуцян.

Однако, главный аналитик РУССОФТ отмечает, что в ряде случаев переход на российский софт сегодня невозможен, поскольку отсутствуют полноценные отечественные аналоги. Это, прежде всего, касается систем автоматизированного проектирования (САПР) для сложных изделий. "Разработка таких тяжелых САПР для разных отраслей уже идет или скоро начнется, однако она требует больших ресурсов, а с учетом больших затрат на разработку и того, что для них российских рынок недостаточно велик, разработчикам необходимо сразу рассматривать продвижение таких решений за рубеж". - считает Желвицкий.

В РУССОФТ считают, что на масштабный переход на российское ПО, которое уже сейчас является полноценной альтернативой зарубежным разработкам понадобится 2 года, а над другим будет вестись активная разработка в ближайшие 2-4 года (в зависимости от сложности решений). При этом в ассоциации отмечают, что выручка компаний, вовлеченных в процесс импортозамещения, выросла на десятки процентов, а иногда и в разы.