"Отсутствие мотивированного экономического обоснования цены предложения и существенно различие с ценой производителя, а также со средней по рынку, практически всегда вызывает вопросы правоохранителей", - подчеркнул заведующий бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов.
По его словам, сфера госзакупок постоянно находиться в зоне особого контроля правоохранительных органов и для бизнеса давно стала токсичной. Однако поскольку объем госзакупок постоянно растет, есть возможность заработать, спрос, соответственно есть и предложения.
"Поэтому очень важно для добросовестных участников закупок разобраться в типичных нарушениях и обезопасить себя от рисков необоснованного уголовного преследования, репутационных потерь и участия в сомнительных проектах", - заявил он.
У многих представителей бизнеса после визита правоохранителей возникает мысль: мы заключили госконтракт по результатам конкурсных процедур, именно по этой цене, заказчик покупает товар, к нам не было претензий с его стороны, это бизнес, в чем вопрос? Ведь завышенная цена товара это классическая схема заработка на госзакупках, полагают многие бизнесмены. Особенно когда есть возможность купить у производителя, известного на рынке, подешевле, и продать государственному заказчику втридорога. Но у представителей государства иной подход: расходы казны должны быть рачительными. В смысле: бережливыми.
"Проблема и вопрос в том, что у представителей бизнеса, заказчиков, и правоохранителей могут существенно различаться сферы деятельности, образования, интеллектуальный и образовательный уровень, жизненный и профессиональный опыт (все то, что сейчас называется модным словом бэкграунд), - говорит Никита Филиппов. - И, соответственно, вещи, очевидные для компетентных специалистов компании - крупного поставщика сложных технических товаров на рынке госзакупок, могут быть совсем не очевидны для сотрудников заказчика - государственного учреждения или госкомпании, у которых нет такого опыта и компетенции, знания матчасти поставляемых товаров. И уже точно это не очевидно для правоохранителей, у которых совсем другой опыт, знания и ментальность".
Поэтому, продолжает адвокат, первоочередной задачей для добросовестного поставщика на рынке госзакупок является обеспечение независимого мотивированного экономического обоснования начальной и конечной цены товары, и соответственно безопасного коридора своих возможностей.
Этого, по его словам, можно достигнуть за счет регулярных независимых экспертиз, заключений независимых специалистов, отчётов независимых оценщиков стоимости товаров исходя из различных условий (сложность, качество, комплектность, соотношения стоимость и качества аналогов, накладные расходы, логистика поставки и др.), подготовка прозрачных схем расчетов стоимости поставок, логистики, презентаций.
"Совершенно очевидно, что стоимость крупной партии сложного технического товара, например санитарных автомобилей с учетом логистики поставки для Чукотки будет существенно отличать от аналогичной поставки в Центральном федеральном округе (старая русская пословица: "за морем телушка полушка, да рубль перевоз"), - говорит Никита Филиппов. - Формирование с помощью заключений независимых специалистов, экспертов, отчетов независимых оценщиков и т.п. мотивированного экономического обоснования цены сразу в значительной степени снимает большинство вопросов правоохранителей на ранних стадиях проверок".
В случае, если уголовное дело все таки возбуждено, подготовленные расчеты создают качественную базу для защиты. Кстати, подробная расшифровка обоснования цены товара на основании независимого, компетентного и мотивированного мнения также может принести дополнительные баллы предпринимателям в ходе конкурсных процедур.