Глава Франции Эмманюэль Макрон попросился на саммит БРИКС

Президент Франции хочет принять участие в августовском саммите БРИКС в ЮАР. Как утверждает информированная французская пресса, такую просьбу Эмманюэль Макрон озвучил в ходе телефонных переговоров с южноафриканским президентом Сирилом Рамафосой, чем вызвал недоумение лидера ЮАР. Рамафоса ответил Макрону, что сначала он должен посоветоваться с другими членами организации - Россией, Китаем, Бразилией и Индией. В Елисейском дворце сообщения СМИ опровергать не стали.
С чем Макрон намерен отправиться на саммит БРИКС - вопрос открытый.
С чем Макрон намерен отправиться на саммит БРИКС - вопрос открытый. / Getty Images

Желание Макрона приехать на саммит действительно необычно. На Западе к БРИКС всегда относились с некоторым пренебрежением и недоверием, рассматривая альянс в качестве попытки пошатнуть устоявшуюся западную гегемонию. За время существования организации с 2006 года к встречам лидеров стран БРИКС по их приглашению неоднократно присоединялись первые лица других государств. Но никогда никто из представителей США и Европы не изъявлял желание наблюдать за работой альянса. Поэтому намерение Макрона нарушить устоявшиеся табу ставит вполне логичные вопросы. Его ли это личная инициатива, или же он действует по указке из Вашингтона или Брюсселя? Ему действительно интересен формат БРИКС, или же он как пресловутый шакал Табаки из Маугли "хочет только посмотреть одним глазком, что же там замышляется"?

Китайская газета Global Times считает желание Макрона приехать на БРИКС "смелым и новаторским"

Официальный представитель МИД России Мария Захарова потребовала от Парижа разъяснить маневры французского президента. "Хотят ли они в очередной раз установить какой-то контакт, чтобы показать активность Парижа, или это какой-то троянский конь?" - отметила она, подчеркнув, что "речь идет об организации, в которую Франция не входит и в отношении которой не испытывала ранее даже политеса". Помощник президента России Юрий Ушаков в этой связи отметил, что "на саммитах часто бывают гости, которые непосредственно не принимают участие в работе БРИКС", но решение кого приглашать остается за принимающей страной. При этом он подчеркнул, что, "как правило, такие вопросы согласовываются между странами-участницами".

Многие эксперты и наблюдатели назвали инициативу Макрона "безумной и беспрецедентной". Однако китайская газета Global Times, напротив, считает ее "смелой и новаторской". Издание обращает внимание на то, что Макрон стремится к "стратегической автономии" от Вашингтона и нацелен на превращение Франции в своего рода посредника между различными геополитическими лагерями. При этом в Пекине подчеркивают, что Парижу, если он действительно преследует добрые цели, придется предпринять огромные усилия, чтобы преодолеть давление со стороны США и Евросоюза. Главный же вывод Global Times заключается в том, что формат БРИКС доказал свою дееспособность и эффективность, и интерес к деятельности организации со стороны Франции это только подчеркивает. По мнению издания, БРИКС всегда придерживался принципов многосторонности и открытости, и на основе этих принципов и необходимо рассматривать новость о просьбе Макрона.

Саммит БРИКС пройдет с 22 по 24 августа, так что у Москвы, Пекина, Бразилиа, Дели и Претории еще достаточно времени, чтобы разгадать замыслы французского президента и дать ему свой ответ. Пока же одним из ключевых вопросов, который будут обсуждать на саммите, станет дальнейшее расширение организации. Как заявил замглавы МИД России Сергей Рябков, список претендентов на вхождение в БРИКС продолжает пополняться. По его словам, уже двадцать государств заинтересованы войти в состав этого объединения, что отражает "возрастающую и уже очень существенную роль БРИКС на международной арене".

Как отметил дипломат, в настоящий момент идет обсуждение критериев вхождения в альянс, причем "в конечном счете расширение БРИКС - это предмет политического решения". "Мы призываем партнеров подойти к этой теме максимально незашоренно, открыто, - заявил Рябков. - На наш взгляд, арабский мир и Азиатско-Тихоокеанский регион явным образом "просятся" в БРИКС". На данный момент заявки на вступление в альянс уже подали Аргентина, Иран, Алжир и Египет. Ожидается, что уже в ближайшее время на аналогичный шаг могут пойти Саудовская Аравия, Турция, Мексика, Индонезия и ОАЭ.

Тем не менее, по словам аналитиков, вопрос о расширении БРИКС выглядит далеко не простым. Китай предпочел бы видеть в составе альянса больше азиатских и ближневосточных представителей, Бразилия смотрит в сторону Латинской Америки, ЮАР выступает в интересах африканских государств.

Важное значение имеют и экономические показатели претендентов, которые не должны оказывать негативное влияние на имеющийся уровень экономического взаимодействия внутри организации. Но ни у кого нет сомнений, что процесс расширения альянса необратим - "участвующие в БРИКС страны будут иметь больше точек соприкосновения, чем расхождений".