15.06.2023 10:26
    Поделиться

    Когда облигации удобнее кредитов

    Потребность в инвестициях возникает у большинства компаний независимо от организационной формы и масштабов бизнеса. До недавнего времени привлечение средств путем выпуска облигаций практически не использовалось малым и средним бизнесом. Но в последние пять лет ситуация изменилась. Связано это с несколькими факторами.

    Во-первых, появились предприятия МСП с обоснованной потребностью в публичных заимствованиях. Во-вторых, государство в рамках реализации нацпроекта по поддержке МСП разработало ряд действенных инструментов, облегчающих предприятиям этого сегмента выход на рынок заимствований. И наконец, важным фактором стало появление на рынке инвестора - физического лица. Произошла смена поколений, и сегодняшние 30-летние не хотят пассивно хранить накопления на банковских депозитах. Они готовы к диверсификации денежных потоков и управлению рисками.

    Об этом свидетельствуют данные по ЦФО: жители Рязанской области открыли свыше 26 тысяч индивидуальных инвестиционных счетов, Владимирской - свыше 34 тысяч, Тверской - почти 40 тысяч. Причем ежегодно в среднем по ЦФО количество инвестиционных счетов граждан увеличивается в 1,5 раза.

    Есть определенные преимущества привлечения инвестиций через облигационные займы. В отличие от кредитов средства, привлеченные через выпуск облигаций, дают большую мобильность предпринимателю. Предприятие само определяет срок заимствования, процентную ставку и объем привлекаемых ресурсов. Такая форма инвестиций не требует залога или поручительства.

    Каким параметрам должен отвечать облигационный заем?

    Наиболее востребованными для размещения облигаций у инвесторов являются предприятия реального сектора экономики

    Прежде всего, потребность в деньгах должна быть не менее 50 миллионов рублей. Срок деятельности компании-эмитента - не менее трех лет. Инвесторам нужно дать время и возможность проанализировать финансовое состояние и динамику деятельности компании за последние три года. Требование к минимальной годовой выручке предприятия составляет 120 миллионов рублей, но на практике эта цифра не менее 300-400 миллионов. Требования к финансовому результату можно описать следующим образом: средств должно хватать на выплату процентной ставки по обязательствам, и соотношение долговой нагрузки к EBITDA не превышает коэффициента 5.

    Наиболее востребованными для размещения облигаций у инвесторов являются предприятия реального сектора экономики. Например, облигационный выпуск известного сыровара Олега Сироты объемом в 100 миллионов рублей был размещен за три часа с большой переподпиской. Спрос превышал предложение в семь раз. Всего было получено свыше пяти тысяч заявок, средний чек инвестирования составил 18 тысяч рублей. Кстати, стандартная номинация одной облигации составляет одну тысячу рублей. Напомню, что облигации были размещены на срок три года под 18 процентов годовых.

    На основе этого примера можно сделать вывод, что рентабельность сыроварни должна быть не менее 18 процентов. Но это не совсем так. Компания может развиваться за счет собственных средств, кредитов, в том числе льготных, и поэтому общая стоимость инвестиций в развитие предприятия будет существенно ниже.

    Следует отметить, что целевое использование средств не является условием облигационного займа. Но при этом инвестор должен быть убежден, что заемщик всегда сможет выполнить свои обязательства.

    Наиболее распространенный срок выпуска облигаций составляет три года. Впрочем, никто инвестора в установлении срока не ограничивает. Но за более долгие деньги придется платить повышенное вознаграждение инвестору.

    Доступ на биржу возможен только через профессиональных участников рынка ценных бумаг с лицензией ЦБ. Поэтому организовывать выпуск ценных бумаг и распространять их на рынке должен профессиональный участник, которого эмитент и нанимает для этой деятельности.

    Профучастник окажет компании помощь в получении кредитного рейтинга у одного из четырех рейтинговых агентств страны, будет представлять интересы компании на бирже, зарегистрирует эмиссионную документацию и проведет маркетинговые мероприятия по размещению выпуска облигаций среди инвесторов. Затраты на организацию выпуска удорожают облигационный заем на 1-1,5 процента. При этом большая часть расходов осуществляется уже после привлечения средств. Исключением является только получение рейтинга, который предшествует всем процедурам размещения облигаций.

    Господдержка облигационных займов МСП проходит в рамках реализации нацпроекта. И Корпорация МСП может выступать гарантом выпуска биржевых облигаций. Если компания не выполняет обязательств перед инвесторами, корпорация берет их на себя. Максимальная сумма гарантий - один миллиард рублей. Кроме того, МСП Банк готов быть соорганизатором выпусков и выкупать до 50 процентов выпуска.

    На московской бирже действует льготный размер вознаграждения за услуги листинга, а за листинг облигаций на сумму менее 400 миллионов рублей плата не взимается.

    Поделиться