Семья Александры Андреевой ярко иллюстрирует ситуацию с Шебекино и пострадавшими семьями. Ее небольшой дом в одном из белгородских пригородов пополнился еще утром 1 июня: из приграничного города приехала многодетная семья друзей.
- Четверо взрослых и пятеро детей на 100 "квадратах", - резюмирует Александра. - Конечно, это многолюдно, но, как говорится, в тесноте, да не в обиде. Друзья хотели ехать в ПВР, но я не пустила. Не будут мои родные люди ютиться на казенных койках. Выделила комнату, дочек уплотнила, сами мы в гостиной пока будем жить, а там - будет видно. Главное, чтобы они пришли в себя.
Моральное состояние шебекинцев оставляет желать лучшего. Главе семьи, который потерял сразу же не только выстраданную ипотечную квартиру, но и работу на крупном предприятии, возможность заниматься любимым делом, тяжелее в десятки раз, чем его супруге.
- Женщина хоть поплачет, а он ходит, как раненый зверь, кофе пьет да вакансии смотрит, - рассказывает белгородка. - Больно всем нам и тяжело на душе.
Принимать помощь деньгами или продуктами в этой семье отказываются. Говорят, что готовы пойти на любую работу, арендовать жилье, только бы не жить на милостыню. Но ни один знакомый с ситуацией человек еще не остался в стороне: несут постельное белье, посуду, детскую одежду и игрушки со словами: "Возьмите, пожалуйста, это не стыдно. В такой ситуации можем оказаться и мы - на границе ведь все живем".
Вот эта возможность в любой момент потерять все и заставила задуматься о правовых механизмах помощи пострадавшим от обстрелов. Уже понятно, что шебекинцы пополнят список семей, лишившихся жилья. Глава Минстроя Белгородской области Оксана Козлитина отметила, что пока составить полную и подробную картину потерь в городе и окрестностях не представляется возможным: постоянные обстрелы не дают не то что задокументировать разрушения - просто осмотреть город специалистам.
Поэтому пока белгородцев, которые не имеют возможности арендовать жилье или пожить у близких, размещают в студенческих общежитиях. Глава региона Вячеслав Гладков сообщил о выплатах первой помощи всем пострадавшим, а в реготделении Красного Креста приготовили финансы от себя. Так, по 10 тысяч рублей выделят жителям попавших под обстрелы населенных пунктов Грайворонского и Шебекинского городских округов, и эта помощь охватит максимальное число пострадавших от украинской агрессии. По 50 тысяч получат те белгородцы, которые до сих пор не могут вернуться в свои дома и полноценно пользоваться имуществом первой необходимости. Выплаты произведут на банковские карты с учетом регистрации по месту жительства в ряде населенных пунктов, в которые из-за опасности обстрелов невозможно вернуться до сих пор, - данные об этом в базе есть. Однако если человек потерял жилье и имущество за пределами этих городов и сел, он тоже может подать заявление на выплату.
Ситуация в Шебекинском горокруге обнажила не только гуманитарные проблемы пострадавших от обстрелов людей в целом по Белгородской области. Финансовые обязательства перед управляющими и ресурсоснабжающими компаниями, банками и страховыми компаниями... все они требуют законодательных решений. Пока известно только о том, что коммунальные платежи уже перестали начислять шебекинцам. Глава региона Вячеслав Гладков заявил, что этот вопрос в правительстве области "взяли на себя".
Кредитные обязательства, в том числе ипотечные, для людей, вынужденных бежать из обстреливаемого города, теперь стали еще более тяжким бременем. Многие жители именно по этой причине сейчас осели в пунктах временного размещения: последние заработанные средства внесли в качестве ипотечного платежа.
В Центральном банке РФ уже сформулировали рекомендации для финансовых организаций: в этой ситуации жителям белгородского приграничья предлагают предоставить кредитные каникулы. Для этого заемщики должны подтвердить, что лишились дохода по независящим от них самих обстоятельствам. Этот принцип напоминает тот, которым руководствовались банки два года назад - во время пандемии коронавируса и самых жестких ограничений для бизнеса и сотрудников реального сектора экономики. Тем временем шебекинцы уже начали обращаться в финансовые организации с заявлениями о пересмотре кредитных договоров. Однако есть и те, кто намерен продолжать платить любой ценой: даже проживая в ПВР, но зная, что квартира цела или пострадала незначительно.
- Я понимаю, что страховка в нашей ситуации может не сработать, как не сработала при обстреле заводов и предприятий малого бизнеса, - рассказывает один из владельцев ипотечной квартиры в Шебекино Сергей. - Но брать те самые каникулы не хочется. Ведь тогда мы увеличим срок пользования деньгами банка, а значит, переплату по процентам. Так что, пока можем, будем платить: работать я пойду куда угодно и буду надеяться, что наша квартира все же уцелеет под этими каждодневными атаками.
Но главное для всех пострадавших - это, конечно, работа. Сотрудникам бюджетной сферы продолжат начислять зарплату, а занятостью обеспечат если не в аналогичных учреждениях, то в тех же ПВР. А вот работникам реального сектора экономики сложнее.
Шебекинцы теперь говорят о диверсификации источников дохода в каждой отдельно взятой семье: в нынешней ситуации повезло тем, у кого хотя бы один из супругов трудился за пределами округа. Гости Александры Андреевой - тому пример. Без работы только глава семьи, и он подчеркивает: это только пока. Активными поисками нового места он занялся сразу же и готов и к работе по договору, и в качестве самозанятого. И таких шебекинцев, которые уже самостоятельно пытаются трудоустроиться, большинство. Все они подчеркивают: жизнь должна продолжаться.
Тем временем, испытывая колоссальный дефицит рабочих рук, крупные работодатели региона начали участвовать в ярмарках вакансий на базе пунктов временного размещения. Агрохолдинги и заводы, представители сферы торговли и услуг предлагают самые разные вакансии. Для одних важны профильное образование и определенные навыки, для других - только желание работать. Объединяет всех работодателей, пожалуй, только одно: от шебекинцев они не требуют ни документов о трудовом опыте, ни рекомендаций от последнего работодателя - все это при взаимном интересе компании запросят самостоятельно.
Отдельный тренд - предоставление жилья, социальных выплат и обеспечение питанием на рабочем месте. Работодатели считают, что для людей, лишившихся дома, такие условия на работе должны стать определяющим фактором. Но так ли это - покажут первые итоги трудоустройства шебекинцев.