15.06.2023 10:26
    Поделиться

    Что поможет начинающим предпринимателям оставаться на плаву

    По данным онлайн-платформы CrunchBase, в первом квартале 2023 года глобальное венчурное финансирование упало на 53 процента в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Этот показатель уменьшился до 76 миллиардов долларов. Прогнозируется, что тренд на сокращение продолжится в ближайшие два года. Значит ли это, что запускать стартап сегодня - плохая идея?

    Мировая история знает много случаев, когда крупнейшие компании зарождались во время экономических спадов. В 2008-2009 годах появились Uber, Airbnb, Slack. В 1975 году - техногигант Microsoft. В 1923-м - Disney. Эти компании создавались и становились успешными в сложные экономические периоды. Однако, чтобы достичь успеха в период экономической турбулентности, необходимо иметь не только идею, помогающую удовлетворить потребности рынка, но и уметь быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и эффективно использовать свои ресурсы.

    Дадим несколько советов, которые помогут избежать ошибок смелым предпринимателям, запускающим стартапы в 2023 году.

    Совет первый: ищите клиентов, а не инвестиции. Привлечь инвестиционные средства на ранней стадии будет сложно. В прошлом году 47 процентов стартапов потерпели неудачу из-за отсутствия финансирования или инвесторов. Поэтому лучшая модель для запуска стартапа сейчас - bootstrap. Бутстрэппинг (bootstrapping) - метод открытия компании без внешнего финансирования. Ранее такие стартапы считались аутсайдерами, но после успехов Apple, GoPro и других успешных бизнесов, стартовавших по такой модели, мнение о ней изменилось. Организуйте процесс продаж или сбора заявок и только затем ищите финансирование. Иначе высока вероятность сжечь деньги до того, как у компании появятся реальные клиенты.

    Совет второй: пока не масштабируйтесь. После привлечения денег инвесторов есть смысл подождать, пока восстановятся покупательская способность и объемы венчурного финансирования. Быстрый рост компании сопряжен с повышенными рисками. Пока вы обучаете персонал, работаете над качеством обслуживания и тестируете ниши, в любой момент могут упасть продажи. Это приведет к сжиганию денег инвесторов, и совсем не факт, что вы сможете получить новые. В кризисный период для захвата большой доли рынка компании часто достаточно просто выжить.

    В кризисный период для захвата большой доли рынка компании часто достаточно просто выжить

    Третий совет: будьте готовы изменить направление бизнеса. Когда выстроена идеальная система, отказаться от нее сложно, даже если отсутствие изменений приведет к катастрофе. Не стремитесь собирать команду под конкретный метод продаж, разработать "железобетонный" софт и стандартизировать все процессы компании. Вместо этого проверяйте гипотезы с минимальными затратами и в любой момент готовьтесь к так называемому пивоту (от английского pivot - "вращение". - Прим. ред.) - крутому виражу в своем бизнесе. Вовремя осознав необходимость изменений, вы получите шанс создать по-настоящему ценный продукт, который будет решать задачи клиентов и превратит стартап в успешный бизнес.

    Совет четвертый: ваши амбиции должны быть глобальными. Старт на локальном, знакомом вам рынке - хорошая идея, делающая запуск проще. Однако профессиональных инвесторов интересуют стартапы, у которых есть хотя бы теоретическая возможность быстро и мощно расширить базу клиентов. Вы должны быть уверены, что в будущем сможете выйти на новые рынки и ваш продукт будет востребован.

    И наконец, пятый совет: ищите единомышленников. Начинающие предприниматели часто нанимают недорогих сотрудников, чтобы делегировать рутину. Опытные действуют иначе, делая черную работу самостоятельно. А в остальное время ищут единомышленников. Бизнесу нужна команда людей, которые будут болеть за его судьбу. Иначе основатель быстро выгорит из-за необходимости постоянного обучения не заинтересованного в результатах персонала и получит низкое качество обслуживания клиентов - на раннем этапе это может уничтожить бизнес.

    Будущее окутано пеленой неизвестности, но всегда несет в себе изменения. Умение приспосабливаться к ним - важнейшее качество фаундеров и инвесторов. Насколько бы затяжным ни оказался кризис, одно можно сказать точно: некоторые из компаний, появляющихся сегодня, завтра станут лидерами в своих отраслях.

    Поделиться