15.06.2023 11:10
Поделиться

В чем причины устойчивого роста алтайской промышленности

За последние пять лет только в двух регионах СФО - Алтайском крае и Иркутской области - промышленность демонстрировала ежегодный рост. При этом в 2020 году в Сибирском федеральном округе в целом был отмечен промышленный спад, а на общероссийском уровне снижение объемов промпроизводства происходило в 2020-м и 2022-м.
Спрос на продукцию большинства алтайских машиностроительных заводов значительно вырос
Спрос на продукцию большинства алтайских машиностроительных заводов значительно вырос / Евгений Налимов

Обсуждая феномен алтайской промышленности, участники прошедшего в Барнауле круглого стола отметили, что одно из главных преимуществ экономики Алтайского края - отсутствие нефтяных и газовых месторождений. Долгие годы это считалось минусом, но пришли времена, и "недостаток" обернулся достоинством. В промпроизводстве региона 86 процентов занимает обрабатывающая промышленность. Санкции, связанные с ограничением поставок российской нефти и газа, не оказывают прямого влияния на предприятия края. На этом фоне значительно вырос спрос на продукцию большинства машиностроительных заводов, многие просто не успевают справляться с заказами.

Важно отметить один момент. Краевые СМИ не раз сообщали о том, что заметный рост местной промышленности в 2022-2023 годах связан с работой предприятий ОПК.

- Конечно, оборонная промышленность на подъеме. Заводы загружены, увеличивают объемы. Многие из них по контрактам обеспечены заказами на ближайшие годы. Да, "оборонка" вносит свой вклад, но ее доля составляет всего пять процентов от общего объема промышленного производства в регионе. Стабильная работа алтайского ОПК важна, отрасль является одной из точек роста экономики края в ближайшей перспективе, но отнюдь не только она обеспечивает рост показателей, - подчеркивает региональный министр промышленности Вячеслав Химочка.

Второе преимущество Алтайского края связано с местоположением региона, прежде считавшимся слишком удаленным от европейского рынка. Зато теперь можно использовать выгодную близость к странам Центральной и Юго-Восточной Азии. Не зря местные предприниматели зовут Алтай "пуповиной страны".

- Наша промышленность, с учетом географического положения, всегда сотрудничала с Азией, многие государства которой остаются дружественными. Практически никаким предприятиям края не пришлось переориентировать рынки сбыта. Опыт работы с Китаем, Казахстаном, Монголией и другими азиатскими странами у нас уже был, заходить на эти рынки нам проще, - подчеркнул Вячеслав Химочка.

Очевиден подъем в вагоностроении, производстве автокомпонентов, котельного оборудования, легкой и пищевой промышленности. Именно они стали локомотивом промышленного подъема. "Алтай-Кокс" показал небольшой рост производства за первые месяцы этого года. Но самой динамично развивающейся отраслью последних пяти лет является сельхозмашиностроение, причем в 2018 году ни одно предприятие и мечтать не могло о таких успехах. За это время сельхозмашиностроители создали серьезную производственную базу, сформировали опытные коллективы и внедрили перспективные разработки.

Один из таких примеров - "ТД Комплекс Агро". В 2022 году на предприятии собрали первый образец собственной дождевальной машины для систем орошения. На производственной площадке в Барнауле собирают почвообрабатывающую технику. Осенью компания намерена пустить в серийное производство новый посевной комплекс. Уровень "посевников", который обещает "Комплекс Агро", сопоставим с John Deere.

- Мы начали собственное производство в 2016 году, - вспоминает генеральный директор Дмитрий Беляев. - И постепенно, год за годом, позицию за позицией, осуществляли импортозамещение. Сейчас максимально снижаем роль человеческого фактора в производстве.

В следующие пять лет край вообще может стать лидером в стране по выпуску сельхозтехники. Правда, наряду с объемами нужно поднимать до международных стандартов качество и условия для работы на ней. Этот посыл подтвердит любой руководитель крестьянского хозяйства или агрофирмы.

Современным механизаторам, поработавшим на лучших образцах импортной техники, теперь есть с чем сравнивать. Правда, в 2023 году темпы развития алтайского сельхозмашиностроения замедлились. В первую очередь это связано с ситуацией на рынке зерна, кризисом перепроизводства, сложившимся из-за проблем с экспортом.

Третий плюс можно описать известным слоганом: "Нигде больше".

- Разумеется, если смотреть в масштабах страны, то вклад предприятий края в промышленность России небольшой - менее одного процента, - признает Вячеслав Химочка. - Но по ряду промышленных товаров мы занимаем ведущие позиции. Край - единственный российский производитель авиашин. Первые отечественные авиашины для самолета "Сухой Суперджет" выпущены в Барнауле на заводе "ЯШЗ Авиа", и сегодня они проходят испытания. Предприятие разрабатывает шины для МС-21. У нас уникальное месторождение природного сульфата натрия и единственное в стране предприятие по его добыче. Более двадцати процентов российских грузовых вагонов строят в Новоалтайске и Барнауле. В регионе организовано производство другой продукции, которую в стране больше никто не выпускает. Например, топливные системы, без которых не обходится ни один производитель дизельных двигателей - тот же КамАЗ, выпускают только на Алтайском заводе прецизионных изделий. А колесные диски для крупногабаритной техники - только на Барнаульском заводе прессового оборудования. 3D-принтеры новоалтайского предприятия "ЗИАС-Машинери" являются единственными, выпускаемыми в нашей стране. Можно назвать еще ряд позиций, в первую очередь - комплектующие и химические продуктов, производство которых есть только в Алтайском крае. Без продукции наших предприятий стране будет сложно.

Прямая речь

Максим Коновалов, гендиректор АО "АПЗ "Ротор", руководитель АРО "Союз машиностроителей России":

- С 2018 года наблюдается устойчивый рост промышленности края. За этот период объемы производства в натуральном выражении выросли на 7,6 процента. Особое внимание уделяется обеспечению бесперебойной работы оборонно-промышленного комплекса, предприятия которого по итогам прошлого года показали прирост в 27 процентов и продолжают увеличивать объемы. Рост производства потребовал решения главной проблемы - привлечения рабочих кадров. Органы власти держат этот вопрос на особом контроле, что дало результаты: меньше чем за год на предприятия машиностроения и ОПК привлечено более 2200 сотрудников. Это позволило увеличить объем производства, следствием чего стал и рост заработной платы в отрасли - в среднем с 38 до 60 тысяч рублей.