В систему общественного транспорта Петербурга интегрируют искусственный интеллект

Санкт-Петербург претендует на звание первого города в стране, где общественный транспорт массово перейдет на работу в режиме беспилотности.
Пока опасных ситуаций помогает избегать опытность водителя, а не техника.
Пока опасных ситуаций помогает избегать опытность водителя, а не техника. / Фото Алексей Стригин

Элементы подобной системы уже опробовали в поездах метрополитена и в автобусах, есть проекты внедрения искусственного интеллекта (ИИ) и в такси, а также в грузовом транспорте - в июне на трассе М11 "Нева" между Москвой и Петербургом планируется запустить беспилотные грузовики, которые могут использоваться для доставки грузов по городу. Но, пожалуй, самый большой прорыв в развитии интеллектуального общественного транспорта за последние пару лет оказался у трамваев. С прошлого года городской трамвайный парк пополнялся исключительно моделями с функциями беспилотного управления.

Сегодня по городу курсирует уже 82 вагона с системой искусственного интеллекта Cognitive Pilot, а до конца 2023 года трамвайная сеть увеличится еще на 25 двухкабинных трехсекционных трамваев с ИИ. "Умный" трамвай оборудован системой активной помощи водителю, куда входит контроль безопасности от окружающих помех и контроль за физическим состоянием водителя.

Один из основных способов применения ИИ в беспилотных транспортных средствах - это обнаружение и распознавание объектов на дороге. С помощью камер и датчиков беспилотный транспорт может определять препятствия на дороге, такие как другие автомобили, пешеходы или велосипедисты. Это позволяет транспортному средству двигаться более безопасно и эффективно.

Однако, как оказалось в результате практического применения такой модели транспорта, система с ИИ не только дает удобство водителю, снимая с него часть автоматических функций, но и в целом улучшает качество дорожного перемещения горожан. Например, новые трамваи движутся с ровной скоростью, без резких рывков и торможений, делая поездку более комфортной.

Согласно анализу, проведенному экспертами, искусственный разум помогает пассажиру сократить время ожидания на остановке в среднем до 10 процентов, сделав при этом транспортный поток на линии более равномерным. Ровный скоростной режим в свою очередь позволяет бережнее сохранять инфраструктуру, минимизировать повреждения различных участков дорожного полотна. А это, по мнению экспертов, на 30-40 процентов увеличивает срок службы рельсов без ремонта и замены.

Еще один плюс такого рода систем - они могут работать круглосуточно без перерывов, что может сделать общественный транспорт более доступным и привлекательным для пассажиров.

- Мне вообще нравится идея о беспилотном городском общественном транспорте и такси, - говорит доцент кафедры математического обеспечения и применения ЭВМ СПбГЭТУ "ЛЭТИ" Антон Филатов. - Активное развитие такого вида транспорта позволит сократить количество личных автомобилей, что значительно уменьшит число дорожных пробок и вообще разредит транспортный поток. При этом городу не понадобится столько парковок.

Искусственный интеллект помогает транспорту стать более безопасным на дорогах

Впрочем, с автопилотами на колесной технике дела пока обстоят немного сложнее. По мнению члена Совета директоров "ПК Транспортные системы" Павла Терешко, несмотря на то что на их новых электробусах тоже есть похожие системы активной безопасности, этот функционал пока не может быть полностью реализован. Причина - отсутствие необходимой нормативно-правовой базы.

Мало создать технику, способную работать самостоятельно, необходимо учесть все организационные моменты, в том числе государственное сертифицирование подобных систем.

Пока же, в продолжение укрепления статуса "трамвайной столицы", в ближайшем будущем в Петербурге будет создан первый в стране полигон для испытания перспективных технических решений.

Полигон создается на базе петербургского предприятия. В его функционал войдут проверка трамваев с системами активной помощи, обучение водителей и обкатка ими нового подвижного состава для дальнейшей работы на линии с пассажирами. Кроме того, здесь же будут проходить испытания и апробация перспективной техники и новых технических решений.

Комментарий

Геннадий Савицкий, ведущий разработчик Cognitive Pilot:

- К 2025-2026 годам в Петербурге будет ходить полностью беспилотный трамвай, и это, безусловно, повысит уровень безопасности на дорогах. Чем выше уровень интеллектуальности и автономности транспортного средства, тем более он безопасен.

Сегодня, по статистике, причиной большинства ДТП с участием трамваев является именно человеческий фактор. Искусственный интеллект позволяет его минимизировать, поскольку не ругается с женой, не употребляет алкоголя, не читает сообщений в мобильном телефоне, наконец, не устает и не отвлекается. Поэтому на любые опасные ситуации у него будет наиболее оптимальная и постоянная реакция.

Кроме того, система искусственного интеллекта беспилотного трамвая постоянно самообучается в процессе работы. Ее опыт постоянно совершенствуется. Более того, опыт преодоления какой-либо ситуации, произошедшей с одним из беспилотных трамваев, становится сразу доступным всему флоту беспилотников через облачные сервисы. Это гарантия, что ни с одним из беспилотных трамваев такая ситуация в будущем не повторится. Беспилотный транспорт - самый безопасный, и уровень его безопасности со временем только повышается.