Что касается профильного оборудования, в заправочном хабе установлена станция на 44 киловатта - для тех, кто не слишком торопится и готов подождать, пока машина примет необходимую "порцию". Но главной изюминкой является станция на 150 киловатт - оригинальная разработка научно-производственного объединения "Электромашина". Это премьерный объект, пока единственный в регионе. Его мощности достаточно, чтобы "заправить" машину за 20 минут.
По словам директора по стратегическому и инновационному развитию компании-разработчика Леонида Зелепухина, челябинцы не единственные в стране, кто сумел выйти на такие технические характеристики, но, безусловно, первые на Урале. В России конкуренцию им составляют концерн "Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ) и одно из предприятий Санкт-Петербурга. Однако рынок пока формируется по территориальному принципу: в центральной части страны развивают инфраструктуру мощных ЭЗС другие компании из отечественной тройки лидеров, а все, что восточнее, попавшие теперь в топ челябинцы относят к сфере собственных интересов. Урал, говорит Зелепухин, рассматривается лишь как точка входа на рынок, и эти амбиции поддерживает областная власть.
Электрозарядную станцию большой мощности, по сути, собирал не один завод, а региональный кластер. На 90 процентов она комплектуется южноуральскими изделиями, а оборонщики делают заключительные аккорды - ведут финальную сборку и производят самые "умные" детали.
- Правительство России утвердило правила распределения бюджетных преференций на установку ЭЗС: потенциальные заказчики могут рассчитывать на софинансирование. Субсидия на одну станцию составляет 60 процентов от ее стоимости, если соблюдены требования, в частности, производитель должен быть российским, а минимальная пиковая мощность - 150 киловатт. Софинансирование при этом распространяется только на пилотные территории, к которым относится Челябинская область, - поясняет Зелепухин.
Государство стимулирует расширение электрозаправочной сети, хронологически увязывая этот процесс с развитием отечественного автопрома. Очевидно, что спрос на электромобили не повысится, если к планам выпуска новых транспортных средств не будет прилагаться соответствующая обслуживающая инфраструктура. На территориях, где ЭЗС не редкость, этот процесс точно пойдет быстрее. Кроме того, идет речь об ускорении процесса зарядки, чтобы время обслуживания на ЭЗС приблизилось к традиционному процессу наполнения бензобака.
В челябинской компании, оценив возможности производства, заявили, что готовы ежемесячно выпускать от 10 до 100 ЭЗС большой мощности. Перспектива реальна, поскольку компоненты не нужно заказывать в дальних краях, а блоки управления и печатные платы вообще изготавливают сами. Причем оборонщики смогут делать и больше, если спрос превзойдет ожидания.