Дмитрий Харитонов, "Иннотех": Цифровая трансформация стала бизнес-необходимостью
Дмитрий, как менялся процесс цифровой трансформации российской промышленности в последнее время? Какие факторы оказали на него самое большое влияние?
В 2019 году цифровая трансформация стала бизнес-необходимостью. Компании поняли, что цифровизация позволит им обеспечить конкурентоспособность на рынке, сохранить текущих клиентов и выпустить новые продукты. За последний год необходимость движения в сторону оптимизации и автоматизации стала очевидна уже для всех отраслей экономики. Важно отметить, что существующие меры регуляции и постановления правительства стимулируют и поддерживают бизнес в этом процессе.
В прошлом году изменилась и сама среда, в которой мы существуем. Произошел массовый отток иностранных компаний, перераспределение кадров на рынке труда. Работать по-прежнему и ничего не менять в любом случае уже не получится. Вследствие произошедших событий изменились приоритеты. Если раньше важность импортозамещения необходимо было доказывать, то теперь это стало вопросом выживания для всех отраслей экономики.
То есть необходимо не только оцифровывать процессы, но и переосмыслять сами процессы?
Отсутствие поставок зарубежных решений и оборудования, сложная экономическая ситуация вынуждают предприятия пересматривать плановые бюджеты и перераспределять ресурсы на более важные аспекты производства - восстановление производственных циклов и оптимизацию процессов. Российские высокотехнологичные компании должны оказать поддержку реальному сектору экономики и предложить решения, которые позволят предприятиям оптимизировать их бизнес-функции и сделать разворот в сторону цифровизации.
Есть ли какие-то самые яркие вызовы, с которыми пришлось столкнуться?
Мы столкнулись с абсолютно новыми для себя задачами, и с этим связан основной вызов. Например, при построении сложных, высоконагруженных систем часто использовались технологии, в которых многие процессы уже были настроены. Так, например, в продуктах Oracle или SAP задачи по обеспечению транзакционной нагрузки, безопасности хранения данных или скорости доступа к ним были решены - все связанные с этим процессы были изначально заложены, протестированы и функционировали. При необходимости мы могли что-то перенастроить с учетом нужд заказчика, заказать у вендора те или иные сборки, однако исходный код не был нам доступен, т.к. именно код в данном случае - основа бизнеса этого вендора. Когда же мы переходим на собственные решения, нам необходимо заново пройти весь путь и обеспечить надежность работы всех процессов так, чтобы никакие изменения не были заметны для бизнеса.
Можно предположить, что существующие финтех- и банкинг-решения прежде всего актуальны для задач административно-финансового сектора на промышленных предприятиях. Как решения такого характера могут быть использованы для автоматизации внутренних процессов в компании?
Мы в Группе "Иннотех" всегда закладывали возможность для работы с широким кругом заказчиков, и поэтому наши решения разрабатывались с возможностью дальнейшего масштабирования. Например, платформа для видеоконференцсвязи DION. Нашим ВКС-сервисом пользуется телеканал "Россия 24" для проведения трансляций, прямых эфиров и прямых включений корреспондентов.
Если рассматривать наши разработки более подробно, то можно убедиться, что некоторые из них применимы в разных индустриях. Например, у нас есть система графовой аналитики "Мирион", которая была разработана для финансовой сферы, чтобы выявлять группы связанных лиц, заемщиков. Умная аналитическая платформа проводит скоринг, чтобы выяснить, при каких условиях, при каких ковенантах возможно заключить соглашение. Сейчас "Мирион" применяется для процесса управления закупками, чтобы получить возможность оценивать благонадежность поставщиков и схему поставок. И это отлично работает. В промышленности, например, эта же система с графами может быть использована для разного рода комбинаторно-оптимизационных решений - от производственного процесса до трассировки печатных плат -, а также для решения инвестиционных задач.
Или модельный оптимизатор, изначально созданный для принятия инвестиционных решений в финансовом секторе. В настоящее время мы можем рассматривать его для внедрения в любой тип производства. Таким образом, решения, разработанные для одной индустрии, вполне хорошо могут быть масштабированы на многие другие секторы.
Должен отметить, что в рамках недавно прошедшего форума ЦИПР меня увлекла тема интегрированной логистической поддержки при эксплуатации техники - оптимизация цепочек поставок, планирование технического обслуживания и ремонта. Если раньше многие компании использовали решения зарубежных вендоров, то сейчас объем заказов на российские продукты сильно увеличился. Опыт комбинаторики здесь тоже будет очень полезен.
Как быстро будет происходить цифровизация промышленности в России?
Скорость трансформации - не решающий фактор. Трансформация - это постоянный процесс. Роль IT в производственном секторе будет все больше становиться инфраструктурной, а настоящие прорывы ждут нас в других сферах, таких как биология и медицина.
Если говорить про промышленный сектор в целом, какие секторы особенно нуждаются в инновационных подходах?
Автоматизация проектирования, автоматизация и оптимизация производства - все, что входит в понятие "Индустрия 4.0". Инновации в этих секторах - это требование времени. Но, к сожалению, во многих отраслях и на предприятиях мы пока отстаем по темпам трансформации. Переход с софта зарубежных вендоров, который использовался десятилетиями, - это сложный процесс. Потребуется время для того, чтобы разработать собственные адаптированные решения и провести миграцию.
Цифровой рубль сейчас активно обсуждается и продвигается. Планируется начало тестирования. В промышленности он может оказаться востребован?
Конечно. В первую очередь, в сфере промышленности цифровой рубль может решить вопрос автоматизации всех платежей через смарт-контракты. Это позволит упростить сопровождение сложных структурированных сделок, сократить административные расходы, связанные с исполнением необходимых формальных процедур, и обеспечит всем участникам прозрачность и доверие к регулируемому по контракту процессу. Это очень облегчит взаимодействие государства и предприятий. Во вторую, - и это то, о чем сейчас практически не говорят - это трансграничные операции. Разработка модели трансграничных расчетов с использованием цифрового рубля может быть использована для международной торговли. Это позволит повысить финансовую доступность и откроет новые экспортные возможности для российского производства.
Если говорить в целом об отрасли, очень большой темой весь этот год были меры государственной поддержки. Год назад на ЦИПРе были запущены ИЦК и ЦКР. Насколько, по-вашему, эти схемы оказались эффективны и правильно настроены?
Меры, предпринятые государством, - это огромный шаг навстречу бизнесу. Помощь оказывалась по самому широкому спектру задач. Один из самых ярких примеров - это поддержка процессов по импортозамещению зарубежного софта. Это сложная и узкоспециализированная задача, и меры поддержки для ее решения были направлены адресно.
Теперь ожидается дальнейшее развитие продуктов с учетом требований рынка. Необходимо получать опыт и отлаживать процессы на этапе внедрения собственных решений. Постепенно запросы на оказание поддержки со стороны государства должны сокращаться.
В контексте ЦКР активно обсуждаются проблемы, связанные с утилитарным, общим ПО. С различными компиляторами, которые некому писать.
Я думаю, что это не так. В составе крупных структур, которые занимаются теми или иными разработками, есть свои компиляторы, интерпретаторы, автогенераторы кода. Необходимо сделать эти наработки публичными и дальше их развивать. Государство может оказать помощь в организации этого процесса - именно в вопросе определения процедуры, а не финансирования. Я уверен, что участники рынка смогут договориться и найти решение.