Напомним также, что Илья Новиков включен перечень лиц, выполняющих функции иностранного агента. В своих публичных высказываниях иноагент разжигал рознь и ненависть к РФ. С таким выводом согласились и официальные органы адвокатского сообщества.
При этом Илья Новиков в ходе заседания по своему делу назвал себя украинским адвокатом - такой статус он якобы получил два года назад. Свою работу в России в качестве защитника Новиков назвал законченной.
Напомним, что Министерство юстиции трижды настаивало на лишении статуса адвоката Ильи Новикова, открыто и горячо поддержавшего сторону Украины: он поддерживал удары по России и приветствовал теракты. Сам Илья Новиков признан в России иноагентом. В отношении него возбуждено уголовное дело. При этом решение о лишении его статуса адвоката было принято лишь с третьей попытки. К тому же, как сказано в решении, через два года он получит право вновь сдать экзамен, чтобы восстановиться в российской адвокатуре.
Любопытно, что в ходе заседания Совета Адвокатской палаты иноагента Новикова фактически поймали на лжи. Он утверждал, что призывал наносить удары только по военным объектам. И даже сослался на Дополнительный протокол к Женевским конвенциям, в котором взрывы складов и мостов относятся к допустимым действиям в ходе боевых действий. На самом деле он не выделял военные объекты. Однако факт, что в его картине мира (и картине мира всех иноагентов) вражда к российским военным - признак хорошего тона.
Как бы то ни было, цитируем решение. "Довод адвоката Н. о том, что в анализируемом высказывании он говорил именно и только о военных объектах, нападение на которые является допустимым в условиях вооруженного конфликта, Совет отклоняет как явно не соответствующий действительному содержанию высказываний адвоката Н., - говорится в документе. - В этих его высказываниях не только отсутствует оговорка об их относимости исключительно к военным объектам, но, напротив, все существительные, которыми обозначены цели, подлежащие уничтожению: "склады", "мосты", "корабли", употреблены в сочетании с прилагательным "всякие", выполняющим в предложении функцию определения. Общеупотребительными и общеизвестными синонимами слова "всякий" являются слова-определения "любой", "каждый". Таким образом, из содержания анализируемых высказываний адвоката Н. ясно следует, что он имел в виду не военные объекты, а именно всякие (любые, каждые) склады, мосты и корабли, поддерживая их уничтожение насильственными и общеопасными способами. При этом адвокат Н. не мог не осознавать, что на "всяких складах", "всяких мостах" и "всяких кораблях", а также поблизости от них находятся люди, далеко не все из которых являются действующими военнослужащими. Ссылка адвоката Н. на то, что название "корабль" в соответствующем профессиональном лексиконе применяется по отношению к военным кораблям, не меняет этой оценки, поскольку, как указано выше, его интервью было адресовано не профессиональной, а неопределенно широкой аудитории. Эта аудитория использует общеупотребительную лексику, не проводя терминологических различий между словами "корабль" и "судно", а употребляя их как синонимы. Данное обстоятельство не могло не осознаваться адвокатом Н., свободно владеющим русским языком, имеющим обширный словарный запас и большой опыт публичных выступлений".
Говоря проще, бывший знаток "Что? Где? Когда?" лгал и изворачивался. Берем на заметку: эрудиция и честность - не синонимы.
Кроме того, продолжается в документе, "защитительную версию о том, что в анализируемых высказываниях он имел в виду именно и только военные объекты, адвокат Н. выдвинул лишь в заседании Совета, в то время как в предыдущих публичных комментариях по поводу выдвинутых против него дисциплинарных обвинений он подобных оговорок не делал".
Так, в своем публичном комментарии по этому вопросу, опубликованном 19 мая 2023 года адвокат Н. заявил следующее: "Конечно же, я поддерживаю разрешение конфликтных ситуаций насильственными и общеопасными способами...". То есть, если правильно понимать слова адвоката, то он поддерживает агрессивные действия в отношении России, потому что в России живут агрессивные люди.
Совет Адвокатской палаты в своем официальном решении не разделил подобную "антивоенную" логику. Более того, он указал, что адвокат Н., по существу утративший связь с адвокатским сообществом России (за исключением уплаты обязательных отчислений), использовал статус адвоката в личных целях - для привлечения к себе дополнительного внимания общественности, при этом действовал вопреки профессионально-этическим требованиям.
Еще любопытная цитата: Совет указал, что "анализируемые высказывания адвоката Н., вопреки его мнению, не могут рассматриваться как содержащие в себе призывы "Не убий", "Нет войне", "Миру-мир"… Анализируемые высказывания адвоката Н. содержат элементы правового нигилизма, агрессии, розни и нетерпимости".
Надо подчеркнуть, что в деле были рассмотрены далеко не все заявления адвоката. В любом случае, иноагент Новиков лишен статуса не за свою якобы антивоенную позицию, а за разжигание агрессии по отношении к нашей стране. Высказывания, сеющие рознь и нетерпимость, являются прямым нарушением адвокатской этики. Спорить тут не о чем.