"Мне может быть жаль этих людей, но в то же время, когда мы оглядываемся назад, когда началась Вторая мировая война, все японское население, проживающее в Соединенных Штатах, также находилось под режимом строгого наблюдения", - заявил Павел. То, что интернирование японцев считается, по выражению президента США Джо Байдена, "одним из самых позорных периодов в американской истории", Петра Павла, похоже, не смущает. Как и то, что с нацистскими лагерями чехи знакомы не понаслышке - Терезинское гетто в Чехии было одним из самых больших нацистских концлагерей на территории Европы в годы Второй мировой войны.
Сажать в лагеря русских, которых в странах Европе и Северной Америки проживает свыше шести миллионов, прозападный президент Чехии пока не предлагал. Но если отталкиваться от хорошо знакомой психологам концепции окна Овертона, то вброс такой пока еще радикальной идеи в публичное пространство - один из шагов к тому, чтобы в конечном итоге сделать ее нормой в глазах общества.
Но как пришел к таким откровенно нацистским идеям президент Чехии? Ответы на этот вопрос можно разглядеть в его биографии, ведь бывший генерал и чиновник НАТО - крайне необычное резюме для главе государства в Европе. И хотя в парламентской республике Чехии его полномочия довольно скромны, у бывшего военного разведчика есть достаточно способов влиять на политику страны.
Как гласит биография Петра Павла на официальном сайте минобороны Чехии, свою военную карьеру он начинал в 1983 году в качестве командира воздушно-десантного разведывательного взвода особого назначения, к 1985 году дослужился до командира роты. В это же время - об этом на сайте оборонного ведомства уже умалчивается - вступил, по примеру отца, в ряды Коммунистической партии Чехословакии. В 1988 году Павел поступил в аспирантуру Военной академии в Брно, окончив которую приступил к работе в военной разведке Чехии. По некоторым данным, успел будущий президент поработать и в контрразведке при социалистическом правительстве, правда сам он этого никогда не подтверждал и вообще называл вступление в компартию "большой ошибкой".
В 1990-х карьера Петра Павла взяла курс на Запад. Он был и заместителем военного атташе в Бельгии, и поработал в аппарате директора военной разведки Чехии, и даже, еще до вступления республики в НАТО, успел отучиться в Великобритании на курсах для старших офицеров.
В январе 1993 года отличился на Балканах в операции по спасению группы французских военных, заблокированных между сербами и хорватами, за что получил французский крест Воинской доблести с бронзовой звездой и чешскую медаль "За героизм". Во время американского вторжения в Ирак в 2003 году был представителем Чехии при Центральном командовании вооруженных сил США, а также передовом штабе в Катаре. В 2012-2015 годах был начальником генштаба Чехии, а в 2014 году занял вторую по важности должность в НАТО, став председателем Военного комитета альянса.
В общем, опыта выслуживаться перед старожилами НАТО у чешского президента хоть отбавляй. И опыта демонизации России тоже. Например, как писала газета Hospodářské Noviny, в прошлом Петр Павел неоднократно заявлял, что Россия представляет значительную угрозу для западного мира, якобы даже большую, чем терроризм.
Поэтому, с одной стороны, удивляться словам "генерала НАТО", как он позиционировал себя во время предвыборной кампании, не приходится. С другой, столь радикальные высказывания против всех русских по национальному признаку в Европе пока еще услышишь не часто, поэтому риторика Павла - очень тревожный сигнал.