Закон о заповедном туризме позволит привлекать инвесторов

С 1 сентября 2023 года вступит в силу Федеральный закон об экологическом туризме на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). По оценкам экспертов, он будет способствовать развитию туристической инфраструктуры заповедных мест, а в итоге и самих регионов, где они расположены. В частности, документ регламентирует земельно-правовые отношения между государством и бизнесом на ООПТ.

Казалось бы, для экотуризма по определению нужна только природа. Но в лесах и горах туристу все равно надо где-то жить и что-то есть. А на создание инфраструктуры - пунктов размещения и питания, визит-центров, экологических троп - нужны финансы. Новый закон, как пояснили в Минприроды РФ, как раз предусматривает привлечение инвестиций на те природные территории, где это разрешено.

- В прошлом году рост туризма на ООПТ составил 40 процентов, - сообщила зампредседателя профильного комитета СФ Елена Зленко на площадке Невского экологического конгресса. - Принятый закон вводит такое понятие, как рекреационная емкость. Она определяет нагрузку, которую территория может вынести без ущерба для природы. Также вводятся механизмы привлечения инвесторов, в том числе право аренды на 49 лет. Планируется выдавать малому и среднему бизнесу кредиты на строительство некапитальных объектов в рекреационных зонах ООПТ.

Новые правила позволят равномерно распределять туристические потоки, чтобы не получилось так, что в одно живописное место ездят миллионы, а о другом никто не знает.

Порой высказываются опасения, что бизнес и туризм навредят природным территориям. Но, во-первых, рекреационная деятельность разрешена менее чем на пяти процентах общей площади ООПТ. Во-вторых, при грамотном подходе заповедная территория развивается успешно и комплексно. В выигрыше оказываются все: сами нацпарки и заповедники, местные жители и туристический бизнес.

Один из ярких примеров - Кенозерский национальный парк в Архангельской области. В 2022 году его посетили около 50 тысяч человек. Жители Кенозерья принимают туристов в своих гостевых домах, проводят для них экскурсии, делают сувениры - по сути, нацпарк стал градообразующим предприятием для нескольких районов региона. Он восстанавливает памятники деревянной архитектуры, открывает новые маршруты, экотропы и самобытные музеи.

Но не везде дела идут так хорошо, поскольку до принятия закона туризм на заповедных территориях никак не регулировался. При попытке создать что-то новое инвесторы сталкивались с многочисленными предостережениями надзорных органов. Теперь будет понятно, что можно, а что нельзя. Новый закон устанавливает перечень объектов, разрешенных к размещению. Но инвесторы получат землю только на условиях соблюдения природоохранных требований. При этом строго запрещается строить на заповедных землях новые жилые дома.

Специалисты подчеркивают, что посещение ООПТ - лишь часть экологического туризма. Он подразумевает поездки на любые природные комплексы: реки, озера и так далее. Появляются и новые направления - например, научно-популярный и приключенческий туризм.

Сегодня экотуристы могут не только полюбоваться на красоты, но и сделать что-то для их сохранения. Так, Российское географическое общество включает в свои экспедиции волонтеров. К примеру, они участвовали в очистке острова Кильдин в Мурманской области от металлического мусора.

- Во время работ в море были обнаружены огромные поля пластика, - рассказал заместитель исполнительного директора РГО Сергей Корлыханов. - Так что в этом году продолжим проект. Кроме того, вместе с волонтерами будем приводить в порядок родники. Мы также ввели статус "Рекомендовано РГО" для туристических объектов. К примеру, в горный парк Рускеала в 2005 году мало кто верил, но мы обосновали его привлекательность, и сегодня это один из лучших проектов в сфере спелеотуризма с развитой инфраструктурой и специальным железнодорожным маршрутом.

Кстати, транспортная недоступность - одна из главных проблем природных территорий. Ее решение чаще всего зависит от региональных властей, а они смотрят на востребованность объекта. И получается замкнутый круг: туристы не едут, потому что нет дорог, а дороги не строят, поскольку нет туристов.

Транспортная недоступность - главная проблема природных территорий

Тревожная ситуация складывается с арктическими морскими круизами, которые также проходят по территориям ООПТ. До пандемии это направление процветало, хотя в основном за счет интуристов. А сегодня оно, можно сказать, при смерти.

- Если в 2019 году было сто таких круизов, то через два года стало всего шесть, - поделился информацией руководитель комиссии Российского союза туриндустрии по приключенческому туризму Вадим Мамонтов. - Серьезный спад отмечается на Земле Франца-Иосифа и других территориях нацпарка "Русская Арктика". В прошлом году там побывал лишь один зарубежный турист, а прежде приезжало по несколько сотен. Но иностранцев начали замещать россияне. Например, круиз на Северный полюс в этом году полностью собран из наших соотечественников.

В 2022-м из РФ ушли несколько крупных зарубежных операторов арктического круизного туризма. Наш бизнес должен занять эту нишу, считает Вадим Мамонтов. Спрос на эти путешествия есть не только в России, но и в Азии и на Ближнем Востоке. Только возить туристов практически не на чем, отмечает эксперт. Флот российских круизных программ не приспособлен для оказания этих услуг на международном уровне. Вместо лайнеров или хотя бы экспедиционных судов используются обычные грузопассажирские.

Конечно, эту проблему новый закон не решит, но он поможет обустроить многие природные территории, уверены специалисты отрасли. Первые проекты по новым правилам появятся уже в 2024 году.