В школу за рекрутами: в Германии пытаются решить проблему нехватки солдат

Уполномоченная бундестага по обороне Ева Хёгль считает, что немецкие общеобразовательные школы должны тесно сотрудничать с армией. По словам политика, рассказы о военной службе надо сделать частью учебной программы, а школьников стоит почаще водить на экскурсии на военные базы.

"Я была бы рада, если бы учителя сказали: взаимодействие с вооруженными силами - важная часть образования", - призналась Хёгль в интервью медиагруппе Bayern. При этом она не скрывает, что главная цель такого взаимодействия - набор новых рекрутов в бундесвер, который уже давно страдает от хронической нехватки кадров. Немецкие военные и сейчас ходят в школы и даже детские сады, рекламируя службу в армии, а также приглашают детей к себе на базы - посмотреть на оружие, полазить по технике или даже просто поплавать в бассейне. Но теперь эту деятельность, как полагает Хёгль, надо поставить на широкую ногу.

Масштабные рекламные кампании, которые уже не первый год проводит министерство обороны Германии в надежде повысить престиж службы в армии и привлечь совершеннолетнюю молодежь, особого результата не приносят. Молодые немцы предпочитают бундесверу других работодателей, а к военным в обществе по-прежнему сохраняется если не негативное, то как минимум равнодушное отношение. Гордиться своей армией в Германии не принято. Поэтому немецкие политики и предлагают заняться воспитанием военно-патриотических чувств с самого юного возраста, чтобы к 18 годам получать уже мотивированных к службе юношей и девушек, которых не надо долго уговаривать.

Правда, многим в стране такие планы совсем не нравятся. Левая партия уже давно критикует попытки бундесвера завязать "дружбу" со детьми, называя это "скрытым призывом" и требуя прекратить походы военных в школы. С протестами выступают также учителя и сами школьники. "Присутствие бундесвера в школах подрывает цель создания мирной учебной среды, так как ведет к нормализации войны и насилия", - заявил на днях представитель учащихся школ земли Рейнланд-Пфальц Паскаль Гротиус. В Баден-Вюртемберге же власти еще в 2014 году запретили военным пропагандировать в школах военную службу, разрешив им приходить только для того, чтобы поговорить с учениками на общие темы политики безопасности в рамках курса обществознания.

В 2019 году немецкие социал-демократы предлагали ввести подобный запрет и в Бранденбурге. Но политическая ситуация с тех пор изменилась, и сейчас правящая в стране СДПГ о таких иницитивах уже не вспоминает. Наоборот, Хёгль, тоже социал-демократка, уверена, что запрещать военным посещать школы ни в коем случае нельзя - потому что они там "занимаются не агрессивной пропагандой, а разъясняют работу бундесвера". Схожего мнения придерживаются и немецкие правые. В консервативном блоке ХДС/ХСС, например, также считают, что работу военных со школьниками надо только расширять. В качестве аргументов консерваторы приводят необходимость "остановить нарастающее отчуждении между обществом и армией" и придать бундесверу имидж достойного работодателя.

Конечно, самым простым решением кадровой проблемы немецкой армии было бы возвращение всеобщей воинской обязанности. И многие немецкие политики, судя по их высказываниям, давно бы ее уже вернули, если бы не связанные с этим законодательные сложности и опасения по поводу негативной реакции общества. В вопросе о возобновлении призыва мнение немцев расколото примерно пополам. Но положительно к обязательной службе относятся в основном люди старшего возраста, полагающие, что год службы в армии пойдет молодежи только на пользу. Молодое же поколение выступает категорически против и служить не хочет. Более того, один из недавних соцопросов показал, что в случае нападения на Германию большинство молодых немцев намерены в срочном порядке покинуть страну и переехать жить за границу.

Поэтому немецкие политики, категорически заявляя, что возврата всеобщей воинской обязанности не будет, в последнее время все чаще выдвигают "альтернативные" предложения. Например,об обязательной годичной "общественной" службе, которая будет включать в себя как гражданскую, так и военную - на выбор призывника. Чем это отличается от обычной воинской обязанности, допускающей выбор в пользу гражданской службы, они, правда, не объясняют. Но практически в один голос говорят, что служить в течение года обществу в обязательном должны будут не только юноши, но и девушки.

Хотя, например, министр обороны Борис Писториус считает, что вместо того, чтобы заставлять, надо просто дать попробовать. Он предлагает в целях решения кадровой проблемы армии предоставить молодежи обоих полов проходить в бундесвере "практику" - чтобы познакомиться поближе с военной службой. Министр даже не против, если такими практикантами станут еще и иностранцы - граждане других стран ЕС или родившиеся в Германии дети мигрантов. "Я, в принципе, вполне могу себе представить, что в бундесвер придут люди, не имеющие немецкого паспорта", - заявил в воскресенье Писториус в интервью изданию T-Online.