19.06.2023 15:30
Поделиться

Душа моя, Плес. Как город на Волге на целый вечер стал столицей русской провинции

Эта история началась в Плесе в 2015 году, когда в самом поэтичном городе на Волге прошел первый Дачный фестиваль имени Шаляпина. Художественным руководителем фестиваля стал певец Аскар Абдразаков. В городок на Волге из года в год приезжали лучшие артисты страны: в Плесе играли оркестр "Виртуозы Москвы, Денис Мацуев, военный оркестр Министерства обороны под управлением Валерия Халилова, пели звезды итальянской оперы…

В этом году Пятый фестиваль превратился в грандиозный концерт - в Плес приехали Станислав Любшин, Вадим Репин, Пелагея, Сергей Шакуров, Юрий Башмет с оркестром и другие знаменитости. Сцена Шаляпинского фестиваля стояла на Соборной, главной горе Плеса, и канал "Россия 1" и интернет-платформа "Смотрим" на всю страну транслировали вечером шоу "Концерт над Волгой. Посвящение русской провинции".

- Я веду французских туристов по Заречью, а навстречу - "мекающее" стадо овец, пастух с кнутом. "О-о, настоящая русская деревня!", - зашумели французы. - Нет, говорю, это город, тут еще в 12 веке стояла крепость.

Ольга Наседкина, научный сотрудник Дома-музея Левитана в Плесе с 1969 года, сетует, что тут с каждым годом становится все меньше коренных жителей, все меньше детей. "Зимой идешь иной раз от старого кладбища до музея - и ни одного человека не встретишь...".

С Соборной горы разносились по городу звуки Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета

Город стоит на семи холмах, это настоящие, зримые холмы - с длинными крутыми подъемами. В березовой роще на Шаровой горе, самом западном холме Плеса, которую можно назвать второй галереей Левитана - художник писал здесь ту самую "Березовую Рощу". Ураган 2012 года поломал многие из берез, видевших Левитана, но нашлись люди, оплатившие покупку саженцев, и "полотно" уже понемногу реставрируется.

Мы с заведующей Левитановским культурным центром Ириной Метельковой обходим корпуса старинной Горбуновской больницы на бывшей Дворянской, ныне Карла Маркса. Массивные ворота красного кирпича, словно из старинного замка, крыльцо с узорчатой крышей. Больница брошена, разрушается. Но глава Плеса Тимербулат Каримов говорит о том, что Горбуновскую больницу, как и дачу Шаляпина в нескольких километрах вверх по Волге, нужно, наконец, выводить в общественное пространство...

Подготовка к большому концерту началась за несколько дней до него: с Соборной горы разносились по городу звуки "настраивающегося" Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета, "репетировали" свет прожектора - особенно те, что подсвечивали шоу с противоположного берега Волги.

...Скрипка - инструмент очень чувствительный к погоде, к влажности. И потому и на прогоне и перед самым выходом на сцену народный артист РФ Вадим Репин и его партнер по дуэту победитель конкурса юных талантов "Синяя птица" Равиль Ислямов особо тщательно настраивали свои инструменты. И вот "Танго в сумасшедшем доме": под резкую, разноритмовую пьесу Альфреда Шнитке, белый конь Оксфорд с дрессировщицей из Цирка на Цветном бульваре Еленой Павлович в красном плаще станцевали в лучах софитов самое настоящее танго.

"Я никогда не выступала в таком окружении, хотя танцевала и на обрыве, и на скале у моря, и в роскошных парках", - признавалась народная артистка РФ Светлана Захарова. А тут за спиной прима-балерины Большого театра - целая большая Волга на закате.

Кому с берега великой реки было петь шаляпинские "Дубинушку" и "Степь да степь кругом", если не знаменитому басу Ильдару Абдразакову с хором Сретенского монастыря? Или читать "Губы окаянные" - как не Станиславу Любшину, одно появление которого на сцене вызвало в зале овацию? А кураисту-виртуозу Роберту Юлдашеву подхватывать и вести вслед за Пелагеей протяжную звонкую народную "Разлилась"?

В зал-поляну на Соборной горе послушать и увидеть лучших артистов страны пришли плесские старожилы, ветераны, участники СВО и гости фестиваля. Чуть ли не весь Плес собрался вечером у огромного экрана, установленного на Торговой площади города.

Финальный аккорд за "Благовестом" Александры Пахмутовой, исполненный автором, оркестром Юрия Башмета и колоколами Плесских храмов, которыми тоже дирижировал великий альтист.

- Плес - уникальное место. Бах, играя на альте, ощущал себя в сердце полифонии, - отметил Юрий Башмет. - А я здесь ощущаю себя в сердце российской души.

Кстати

Полная запись концерта, видеоматериалы и отдельные номера из концерта доступны на платформе "Смотрим".