Так что большинству компаний, которые намеревались тогда в нем участвовать, пришлось скорректировать планы с учетом этого планетарного форс-мажора.
В общей сложности около 2500 компаний из 47 стран мира демонстрируют в павильонах салона площадью свыше 45 тысяч квадратных метров и на летном поле Ле-Бурже самую разнообразную "летающую" технику. Как гражданского, так и военного назначения. Отметим, что последней на этот раз было больше, чем в предыдущие годы.
Французы выставили всю линейку своих истребителей-бомбардировщиков 4-го поколения Rafale. Кстати, показательные полеты на этом престижном салоне начались именно с них. А вот перспективный авиакомплекс шестого поколения FCAS/SCAF, над которым концерны Dassault и Airbus работают совместно с немцами и испанцами, представлен лишь в виде полномасштабного макета, что и понятно. Ведь до сих пор полностью не улажены все противоречия между партнерами, стремящимися, о чем неоднократно сообщали местные СМИ, "перетянуть одеяло" на себя, добиваясь тех или иных уступок, привилегий.
Тем не менее, французы весьма решительно настроены на то, чтобы довести проект "боевого самолета будущего" до завершения, для чего, как объявил президент Эмманюэль Макрон, к работе над ним привлечена еще одна европейская страна - Бельгия. В любом случае при самых благоприятных условиях, как считают эксперты, комплексы FCAS/SCAF не встанут на боевое дежурство раньше середины следующего десятилетия.
А вот с беспилотниками, которым по вполне понятным причинам в Ле-Бурже сейчас отведено особое место, ситуация прямо противоположная. Таких проектов множество.
Так, французская компания Turgis & Gaillard представила боевой БПЛА Aarok класса MALE ("средне-высотный с большой продолжительностью полета"), который является непосредственным конкурентом американского MQ-9 Reaper. Этот массивный летательный аппарат (вес 5,5 тонны) способен барражировать в воздухе в течение 24 часов и нести как разведывательное снаряжение, так и разнообразные оружейные системы весом до полутора тонн. Как сообщают создатели Aarok, производство может быть запущено уже в конце будущего года, а поставки начаться в следующем. Предположительная стоимость в зависимости от комплектации составит от 5 до 10 миллионов евро, что на порядок дешевле американского "жнеца" (в обычном исполнении MQ-9 Reaper "тянет" на 30 миллионов долларов, а тот, что в минувшем марте познакомился с глубинами Черного моря, учитывая нашпигованность сложной аппаратурой, все 65 миллионов).
Схожий БПЛА - Eurodrone - на салоне выставили сразу три авиаконцерна - Dassault, Airbus и Leonardo. Его длина составляет 16 метров, а размах крыльев - 30. Способен развивать скорость до 500 км/час и находиться в полете от 18 до 40 часов. Правда, рассчитывать на то, что этот аппарат окажется на рынке в ближайшее время, не приходится. Первый экземпляр, по данным производителей, может быть собран лишь к концу 2026 года, а "поступит в продажу" лишь в 2028-м.
Еще один дрон - Le Patroller. Разработка французской фирмы Safran (знаменита своими авиационными моторами). Этот "патрульщик" будет поскромнее (длина 8,5 метра, полезная нагрузка 210 килограммов) и предназначается для выполнения разведывательных и прочих миссий в тактическом формате. Радиус применения - 180 километров. Особенность - цифровая система боевого использования в связке с новыми французскими БМП Jaguar и Griffon.
Еще одна особенность Ле-Бурже-2023 - это аэротакси. Для них в этом году было отведено специальное пространство - "Mobilité aérienne urbaine" ("Воздушная мобильность в городской среде"). В мире в настоящее время подобных проектов около двухсот, но на салоне были представлены семь самых продвинутых.
И, несомненно, одним из таких является VoloCity немецкой компании Volocopter. "Летающее такси" - это нечто среднее между дроном и вертолетом. Над крышей кабины расположена рама в форме диска диаметром в 11,3 метра. На ней установлены 18 пропеллеров, снабженных электромоторами. Заряд поступает на них с девяти специально разработанных для этого случая аккумуляторов.
При полной зарядке батарей Vоlocity способно лететь на высоте до 500 метров со скоростью 110 км/час и нести груз весом 450 килограммов на расстояние до 30 километров. Причем благодаря электротяге аппарат создает в четыре раза меньше шума, чем классический вертолет.
Важно отметить, что это аэротакси в рамках нынешнего салона уже совершило первый демонстративный полет, тем самым показав, что его, как уже объявлено, можно задействовать в будущем году для пассажирских перевозок во время Олимпийских игр в Париже.
Стоит также отметить, что в Ле-Бурже внимание привлекли те проекты в области гражданской авиации, которые ориентируются, скажем так, на "экологическую повестку" - снижение выбросов углекислого газа, использование альтернативных источников энергии. В качестве примера можно привести хотя бы проект Dragonfly компании Blue Spirit Aero. Речь идет о четерехместном самолете с дюжиной электромоторов, работающих на водородных топливных элементах. Ожидается, что первый испытательный полет эта "стрекоза" с крейсерской скоростью в 230 км/час совершит в конце будущего года, а в полноценную эксплуатацию поступит в 2026-ом. В компании планируют, что, начиная с 2030 года, ежегодно будут выпускаться не менее 120 таких "летунов".