Госдума одобрила законопроект о цифровых рублях, разрешив наследовать их

В России можно будет расплачиваться цифровыми рублями, их можно будет завещать и наследовать. Такие изменения в Гражданский кодекс РФ Госдума приняла во втором чтении.
Сергей Михеев/РГ

Документ относит цифровые рубли к безналичным денежным средствам, которые будут храниться в электронных кошельках. Открывать и вести цифровые счета будет Банк России. А рассчитываться виртуальными рублями можно будет через специальную платформу Центробанка.

Это будет третья форма денег наравне с наличными и безналичными, представляющая собой цифровой код с уникальным номером.

Кроме того, законопроект предусматривает возможность завещания прав на них. По словам главы Комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова, законопроект устанавливает, что виртуальные деньги могут быть объектом супружеской собственности, сделок и наследования. И содержимое электронного кошелька можно будет поделить между супругами в случае развода или завещать детям и внукам. В том числе это можно делать посредством завещательных распоряжений, порядок совершения которых определит правительство РФ.

Одновременно законопроект вводит возможность для наследников получать цифровые рубли со счета наследодателя для организации его похорон. Сейчас в подобном случае наследники имеют право на средства с его банковских счетов.

Предполагается, что нормы об обороте цифровых денег должны вступить в силу с 1 августа нынешнего года. А положения о наследовании заработают позже - с 1 марта 2025 года.

По словам автора законопроекта о цифровых рублях, главы комитета ГД по финрынку Анатолия Аксакова, в более чем ста странах будут использовать цифровую валюту, а жители Китая уже активно оплачивают ей товары и услуги.

Комментарий

Никита Чаплин, член Комитета по бюджету и налогам (фракция "Единая Россия"):

- У цифрового рубля, безусловно, есть ряд преимуществ, которые важно донести до граждан, чтобы они не боялись новой системы. Операции станут дешевле с учетом отсутствия банковских комиссий за переводы на их, порой слишком завышенных, условиях.

Помимо этого, усилится безопасность. ЦБ будет наделяться правом следить за переводами и вовремя останавливать ненадежные транзакции. Кроме того, предусмотрена особая маркировка, которая позволяет владельцу определять условия использования своих средств, например, исключительно на оплату ипотеки.

Важное изменение для инвесторов: смарт-контракты по типу операций по криптовалюте. Предприниматели смогут заключать "умные сделки", которые будут автоматически закреплены при соблюдении необходимых действий со стороны контрагентов. То есть система будет выступать оператором.

Здесь важно учитывать, что экономике нужен будет небольшой переходный период для адаптации банковского сектора.

Сергей Алтухов, член Комитета ГД по экономполитике (ЕР):

"Одним из основных санкционных вызовов, с которыми столкнулась наша страна за последний год, - это угроза стабильности нашей финансовой системы. Естественно нам необходимо искать альтернативу для трансграничных расчетов с контрагентами в дружественных странах и в целом отказываться от платежей в долларах. Такие альтернативы есть - они связаны с цифровыми национальными валютами и криптой.

По этому пути идут наши стратегические партнеры. Китай довольно успешно в течение нескольких лет тестировал цифровой юань и сейчас наращивает его присутствие в реальном секторе экономики.

После первого чтения законопроекта о введении цифрового рубля было достаточно бурное общественное обсуждение, породившее много мифов, не имеющих под собой никаких оснований. Поэтому ко второму чтению проект прошел тщательную доработку. И это понятно: так как мы вводим совершенно новый цифровой актив, мы должны взвесить все риски и ожидаемые положительные эффекты для финансовой системы страны.

Рассчитываем, что в этом году состоится тестовый запуск цифрового рубля. С учетом того давления, которое оказывают традиционные финансовые институты на нашу страну, цифровой рубль может стать реальным инструментом финансового суверенитета и обеспечить надежность и безопасность трансграничных платежей".