За первые пять месяцев 2023 года поставки тихих вин из Грузии выросли на 63%, до 24,15 млн литров, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на таможенную статистику. Италия тоже увеличила ввоз на 31%, до 23,36 млн литров, но в объеме все же уступила первое место Грузии. В итоге доля Грузии в поставках тихих вин в Россию достигла 19,1%, а Италии - 18,5%. Ввоз тихих вин из Испании вырос на 25%, до 20,46 млн литров, из Франции - на 23%, до 10,04 млн литров, из Португалии - на 69%, до 9,61 млн литров год к году.
Руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев называет несколько причин для такой динамики. В первую очередь, это нулевая пошлина на грузинские вина, тогда как для других она составляет 12,5%. Кроме того, у Грузии нет проблем с логистикой (общая граница с Россией) и платежами.
Также на показатели влияет вклад торговых сетей в общий объем импорта. Вдобавок играет роль устойчивый стереотип российских потребителей о высоком качестве грузинских полусладких вин. При этом по ценам грузинское вино даже опережает итальянские, отмечает Ставцев. По его мнению, если российские власти все же решат ограничить импорт вина из ЕС или ввести повышенные пошлины, а Грузию этот процесс не затронет, страна еще больше закрепит свои лидерские позиции.
Увеличение импорта из Грузии - временный тренд, связанный в том числе с активностью сетей, которые стараются заменять ассортимент импортеров собственным и распродавать то, что у них уже накопилось, считает директор по импорту виноторговой компании Fort Дарья Сологуб. По ее мнению, в течение года Грузия скорее всего вернется к тем показателям, которые у них были до этого всплеска: 3-4-е место в тихих винах после Италии, Испании и Франции.
Сологуб также отмечает, что поставки вин растут из всех стран, кроме тех, которые официально их запретили (Австралия, Новая Зеландия и США). Из интересных трендов эксперт также отмечает рост интереса к белым винам, игристым и просекко. Также, по ее прогнозам, среди стран Нового Света уже до конца этого года Аргентина может обойти ЮАР и занять второе место после Чили по поставкам тихих вин. В работе с Аргентиной оказалось минимум бюрократических задержек, поясняет Сологуб.