Эксперты, осмотревшие повреждения, вынесли шокирующий вердикт: причина не в Тупике Монастырском, а в тупике геологическом. Оказывается, весь город с населением 600 тысяч человек в буквальном смысле построен на плывунах. Эти породы являются прочными и устойчивыми в сухом климате, но при ливнях или небольшом землетрясении мгновенно превращаются в жижу, по плотности похожую на воду. И все, что на них построено, закономерно падает вниз. Отсюда и название - плывуны. Неожиданные провалы посреди тротуаров, так удивившие местных жителей, - предвестники более значительных ЧП, когда под землю могут проваливаться целые здания.
Обозначившаяся проблема ставит под вопрос возведение новых домов в городе. Прежде чем гнать этажи вверх, нужно внимательно изучить, что находится внизу, на глубине нескольких сотен метров. Земля под уже построенными жилыми зданиями тоже требует геологических изысканий. Ясно, что ситуация оказывает большое влияние на экономику и инфраструктуру целого города, столицы края. Возникает вопрос: как уполномоченные органы учитывают особенности почвы в Ставрополе при строительстве новых зданий и развитии коммунальных сетей, прокладке дорог? Но никто из представителей муниципальной власти пока не прокомментировал столь злободневную проблему.
Один из экспертов, который бьет тревогу в связи со сложившейся ситуацией, - доктор геолого-минералогических наук, профессор Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Борис Галай. Он участвовал в проектировании строительства и восстановлении более полутысячи зданий в сложных грунтовых условиях на юге России, среди них аэропорт "Северный" и телецентр в Грозном, Казанский кафедральный собор, знаменитая дача Шаляпина в Кисловодске и многие другие.
Ученый говорит, что Ставрополь - один из самых оползневых городов страны. Он стоит на опасных просадочных грунтах. В них много песка, который становится плывунным при попадании воды. И настоящая опасность здесь - не провалы в асфальте, а здания, которые из-за просадок грунта становятся аварийными.
- Это скрытые процессы, с ними сложно работать. Только специалист после изучения грунтов буквально под микроскопом может сказать, что к чему, - считает Борис Галай. - Рядовой инженер такое не потянет. В результате из-за того, что такая работа не делается, многие здания сейчас трещат. Не только те, что были построены давно, но и новые под угрозой. Чтобы этого избежать, нужно строго соблюдать строительные нормы, а также использовать самые современные технологии в отрасли, следить за тенденциями.
По словам Бориса Галая, опасным грунтом в Ставрополе является толща форштадтского песка мощностью до 35 метров, в котором часто образуются провалы. Ученый отмечает также, что специфические грунты, занимающие около 95 процентов территории города, повышают сейсмичность застроенной территории, которые в случае землетрясения не выдержат восьми баллов. В число несейсмостойких попадает в том числе Дом правительства края.
Заменить грунт под Ставрополем, конечно, невозможно. Однако образовывающиеся провалы оголяют прорехи в коммунальной инфраструктуре города, с которыми необходимо работать, считает депутат городской думы Александр Куриленко.
- Июнь еще не закончился, но уже выдался очень трудным. Например, на Комсомольском пруду, который закончили реконструировать пару лет назад, ситуация плачевная, - рассказывает депутат. - Понятно, что благоустройством занимались не при нынешнем главе города, но уже тогда нужно было предусматривать геологические изыскания при проведении работ. Показательная ситуация и с ливневыми канализациями. Вода местами скапливается даже там, где недавно реконструировались системы, не говоря уже о других районах города.
Важно отметить, что, по словам Александра Куриленко, последствия дождей на совместных мероприятиях с городской думой не обсуждались. .
Анатолий Мокроусов, главный архитектор Краснодарского края в 1979-1999 годах:
- На плывунах построен не только Ставрополь, но и другие населенные пункты. Например, такая же проблема - в Имеретинской низменности в Сочи. Возводить там что-то было ошибкой. В будущем эта ситуация может создать огромные проблемы, которые приведут к трагедиям: съезжать в провалы могут действительно целые дома. Когда в плывуны попадает вода, это место уже ничего не держит. Поскольку в Ставрополе обозначилась такая проблема, то под всем городом надо провести масштабные геологические изыскания, на основании которых принимать решения.