Олег Александрович, можно ли утверждать, что экономика Вологодской области выдержала санкционное давление?
Олег Кувшинников: Сегодня мы наблюдаем сильный рост деловой активности, и давление, о котором вы говорите, его только подстегнуло. Однако о полном преодолении санкций пока рано говорить. Правильнее будет сказать, что мы с ними справились и адаптировались к новым экономическим условиям.
Этап турбулентности и неопределенности пройден. Есть четкое понимание, насколько загружены мощности наших предприятий, сколько продукции могут поставить наши экспортеры, какой объем налогов поступит в бюджет региона. Пока эти прогнозы помогают нам позитивно смотреть в будущее. По последним подсчетам, мы уже опережаем план по бюджету, валовому региональному продукту, росту объема производства продукции.
Инвесторы, готовые вкладываться в предприятия на Вологодчине, разделяют этот позитивный настрой?
Олег Кувшинников: Инвестиционная пауза завершилась. Только на Петербургском международном экономическом форуме мы подписали инвестиционные соглашения на общую сумму 31,6 миллиарда рублей. Это говорит о высокой активности бизнеса и его готовности работать в Вологодской области. В перспективе инвесторы готовы вложить еще 150 миллиардов рублей в Череповецкую промышленную площадку. Сейчас мы уже заканчиваем работу над новыми бизнес-проектами.
Такой поток инвестиций позволяет нам в полной мере обеспечивать все взятые на себя социальные обязательства перед жителями Вологодской области. Ведь вложения в производства напрямую влияют на налоговые поступления в региональный бюджет. К концу года их объем должен вырасти на десять миллиардов рублей.
Металлургические и деревообрабатывающие предприятия особенно сильно пострадали от санкционного удара. Удалось ли им переориентировать производства и найти новых партнеров для экспорта продукции?
Олег Кувшинников: Предприятия Вологодской области, конечно, по-разному справляются с санкционным давлением. Если говорить об отдельных сегментах, то металлургия и деревообработка действительно столкнулись с серьезными трудностями. Но производства с ними справились. Например, сегодня загрузка мощностей компании "Северсталь" достигла практически ста процентов. Хотя изначально ожидали просадку производства на 25 процентов. К концу года поставка металлов должна выйти на прогнозный стопроцентный уровень.
Безусловно, "Северстали" пришлось сменить свою экспортную стратегию, ведь рынки Европы и Америки компании перекрыли. В результате переориентировались на внутреннего потребителя, чему активно способствовали национальные проекты. Речь идет прежде всего о строительстве инженерной, дорожной и мостовой инфраструктуры, где активно применялась продукция предприятия. Сегодня поставки по России составляют 80 процентов от всего объема производства. Остальные двадцать экспортируют в дружественные страны. Да, рентабельность и прибыль несколько отличаются, но предприятие не останавливается и продолжает полноценно работать, что самое главное.
С лесопромышленным комплексом похожая история. До санкций доля экспорта составляла примерно 50 процентов. Сейчас удалось переориентировать порядка 40 процентов экспортной продукции на страны СНГ, Африки и Азии. Остается просадка в районе десяти процентов. Связано это прежде всего с длинным логистическим плечом. Иногда попросту невыгодно везти продукцию лесопереработки в определенные страны. Это побудило правительство разработать особые меры поддержки, позволяющие экспортерам компенсировать часть логистических расходов.
Кроме того, федеральный центр выделил дополнительные квоты по отгрузке продукции глубокой переработки древесины в дружественные нам страны из-за сильной загруженности железнодорожных путей на восточном и южном направлениях. На границе также открыли дополнительные пункты пропуска, чтобы разгрузить возросшие экспортные потоки.
Многие российские предприятия столкнулись с проблемой нехватки комплектующих для импортного оборудования, установленного на производствах. Справились ли с этой проблемой вологодские промышленники?
Олег Кувшинников: Сейчас в рамках импортозамещения у нас работает система бизнес-кооперации. Если кратко, то мы договорились с 15 крупными предприятиями региона об открытии своих электронных баз закупки оборудования, станков и материалов, которые ранее приобретали за пределами Российской Федерации, для малого и среднего бизнеса. Это дало потрясающий эффект.
Оказалось, что на отечественном рынке есть практически все нужные детали, материалы и агрегаты. А если таковые отсутствуют, то их всегда можно привезти по параллельному импорту. Только в прошлом году крупные производства Вологодской области закупили продукцию у отечественных компаний на 75 миллиардов рублей. Несмотря на внушительную цифру, это дешевле, чем прошлые закупки в Европе или США.
Сейчас у наших предприятий нет проблем с запчастями и оборудованием. Мы очень быстро переориентировались на технику из России, Белоруссии и Китая. Однако стоит понимать, что полностью проблема пока не решена. Мы прекрасно видим, что существует реальная угроза ввода новых пакетов санкций. Поэтому так важен технологический суверенитет, о котором постоянно говорит президент России. Я убежден, что эта задача обязательно будет решена.
Государство сегодня оказывает беспрецедентную поддержку бизнесу, попавшему под санкционный удар. В качестве примеров можно привести льготные займы по линии фондов поддержки предпринимательства, мораторий на проверки, специальные налоговые режимы. На что могут рассчитывать компании Вологодской области?
Олег Кувшинников: Мы разработали мощную антикризисную программу, объем которой по итогам прошлого года превысил два миллиарда рублей. Это серьезные государственные инвестиции. Увеличиваем фонды ресурсной поддержки, льготного финансирования на закупку оборудования и технологий, снижаем арендные ставки на пользование государственным и муниципальным имуществом.
Сейчас уделяем особое внимание мерам инвестиционной поддержки. Так, мы создаем особую экономическую зону на территории Сокольского и Вологодского муниципальных округов. В качестве приятных бонусов для резидентов - нулевая ставка налога на землю, имущество, частичное обнуление налога на прибыль.
Вся необходимая инфраструктура на участках общей площадью триста гектаров есть. Мы уже подписали соглашения с шестью будущими резидентами ОЭЗ, которые создадут в общей сложности 500 рабочих мест. Суммарный объем инвестиций превысит восемь миллиардов рублей.
Инфраструктура региона справится с таким наплывом инвесторов?
Олег Кувшинников: Мы понимаем, что она не резиновая. Здесь важно соблюсти баланс. Второй крупной площадкой для инвесторов станет промышленный кластер в Череповце. На ПМЭФ подписали соответствующее соглашение о его создании с компаниями "ФосАгро", "Северсталь" и торгово-промышленной палатой региона.
Параллельно провели тотальный аудит пахотных земель, муниципальных производственных площадок, дорог, проверили наличие рабочих ресурсов и образовательной базы. Цель этого проекта - создать точки роста во всех муниципальных округах, вокруг которых будут концентрироваться социальная инфраструктура и развиваться новые инвестпроекты. Традиционные меры поддержки и стандартные методы ведения бизнеса уже не работают. Сегодня все решают инновационные идеи и проактивная государственная политика по поддержке новых инвестиционных проектов.
Изменения инвестиционного климата повлияли на жизнь простых вологжан?
Олег Кувшинников: Зависимость здесь прямая, ведь предприятия генерируют новые рабочие места, что всегда хорошо. Другое дело, что нам настолько удалось разогнать экономику, что это привело к кадровому дефициту. Уровень безработицы в регионе рекордно низкий - в районе одного процента. На бирже стоят около четырех тысяч человек. А вот количество вакансий растет каждый месяц: сейчас их число перешагнуло отметку в 16 тысяч. Это говорит о хорошем экономическом росте и одновременно нехватке рабочих рук. Будем решать кадровую проблему вместе с нашими колледжами, вузами и предприятиями. Работа в этом направлении уже ведется.
Регион славится своим брендом "Настоящий вологодский продукт". Как его планируют развивать в новых экономических реалиях?
Олег Кувшинников: В этом году нашему бренду исполняется 20 лет. Мы довольно успешно заняли нишу продуктов, которые раньше завозили из стран Евросоюза - это сыры, мясные деликатесы, кондитерские изделия. Сейчас под "Настоящим вологодским продуктом" выпускают почти пять тысяч наименований продукции на 81 предприятии. Товарооборот постоянно увеличивается. В планах - нарастить присутствие в федеральных, региональных и муниципальных торговых сетях и сертифицировать новые виды товаров.