"Мы, жители ул. Хусаинова, д. 105-118, уже отчаялись куда-либо стучаться со своей бедой…" - с этого письма в адрес "Российской газеты" началось наше общение. Еду смотреть, действительно ли дорога не предназначена для автопотока, как близко подходит к заборам, снабжена ли тротуарами, светофорами, знаками. На Хусаинова сворачиваю с Тимуровцев: улица как улица - довольно просторна. Но дома написавших в редакцию страдальцев стоят дальше. Пересекаю Избышева, вновь оказываюсь на Хусаинова. В этой части совсем другая картина: крохотное дорожное полотно с единственным лежачим полицейским - двум машинам не разъехаться, даже нормальных обочин нет, не говоря про место для пешеходов. По внешнему виду - деревенская узкоколейка, а не городская магистраль. Неужели кто-то думает иначе?
Кое-как пристраиваюсь у ворот двухэтажки на повороте, который раньше оканчивался тупиком, засекаю время. Каждые две-три минуты громыхают грузовики, встречаются длинномеры, кто-то даже пытается развернуться, перекрывая движение и создавая пробки, а на кромке проезжей части чудеса гимнастики демонстрируют пешеходы.
- Поселились мы тут в 2008 году. Жили, радовались тишине и покою. Весной 2009-го через Хусаинова пошли машины - сделали сквозной проезд. Несколько лет назад транспорта стало еще больше: на улице Павлова, нашем дублере, она около 15 метров шириной, вдруг появились капитальные ворота, по сути, закрывшие прежний путь автопотоку и направившие его через нас, якобы во избежание перепробега. Объединившись с соседями, стали писать и звонить во все инстанции, но до сих пор ничего не добились, - рассказывает Татьяна Слабко, показывая обращения, заявления, заключения, возражения, комментарии.
Письма хусаиновцы направляли минимум трем мэрам, сменявшим друг друга в кресле. Ни к одному на личный прием они так и не попали. Зато исправно получали от уполномоченных ведомств ответы: "Нарушений нет". Кто-то посоветовал искать справедливость у Фемиды. В 2013-м состоялось первое заседание.
- Шла в суд с уверенностью, что все согласятся: по техническим характеристикам у нас не автомобильная дорога, а второстепенный проезд к домам с действующим, не закрытым в защитный футляр газопроводом высокого давления, где круглые сутки ездит многотонная техника. Но увы… Второе заседание прошло в 2019-м. Ссылаясь на заявления якобы квалификационной комиссии, в которой, как мы узнали позже, состоял один человек, и устные подтверждения представителей управы про абсолютную безопасность, Центральный суд решил: улица Хусаинова - дорога группы Б. Что это такое? Представьте трассу между регионами, например, или тюменские широкополосные Республики и Ленина… Какой судья закроет такой объект?! Но, самое интересное, по госэкспертизе ширина полосы движения на нашем отрезке - всего 4,2 метра, а полоса одна, значит, и категория самая низшая, - объясняет собеседница.
Раз есть решение суда, самовольно бетонные ограждения не поставить - заставят убрать, да еще и накажут. Так и повелось: почти ежемесячно хусаиновцы рассылают обращения в профильные структуры, просят предоставить проекты, решения, ищут маломальскую зацепку в чиновничьем крючкотворстве, способную повернуть историю вспять. Большинство посланий возвращается к тем должностным лицам, на которых жалуются их авторы…
"Из переписки с чиновниками мы выяснили: дорога проектировалась и строилась на территории, относящейся к землям, государственная собственность на которые не была разграничена, в реестр муниципальной собственности Тюмени до августа 2020 года они не входили. Согласно положительному заключению госэкспертизы, проект выполнен не на "автомобильную дорогу" на нашем участке Хусаинова, а на "проезд", потому-то нет ни тротуаров, ни обочин", - говорится в письме жителей многострадальной территории в адрес "РГ". Его подписали 18 человек.
Асия Асхатовна Сабирова в этой части Парфеново живет 47 лет. По словам пенсионерки, местность испокон веков болотистая, но это не мешало любителям уединенной жизни покупать здесь участки, возводить и регистрировать дома. Коль власти захотели оформить проезд, это стоило сделать хотя бы по правилам. В 2014 году улицу переодели в асфальт и бетон, одновременно выгадав две полосы вместо привычной одной. Хусаиновцы, пристально наблюдавшие за стройкой, утверждают: с газопроводом рабочие обернулись быстро - трубу засыпали строительным мусором и положили сверху две плиты.
- Знаете, никакой порядочный институт не даст добро на футляр для опасного объекта под нашей дорогой - грунты ходят каждую весну. Отрезок и так проседал, а под весом грузовиков процесс идет еще быстрее - Хусаинова теперь ремонтируют каждые два года. Самое оптимальное в сложившихся условиях - перенести газовую точку в другое место. Специалисты, проверявшие трубу 13 лет назад, сказали, что она порядочно выгнута, но никому, кроме нас, и дела нет, - комментирует Татьяна Васильевна.
Кстати, постановив не закрывать проезд, суд обязал город повесить габаритную планку по высоте транспорта и необходимые дорожные знаки. В 2019 году все это появилось, но 1 декабря 2021-го по представлению ГИБДД почему-то было демонтировано.
- Поток машин снова увеличился. Земля дрожит, дома качаются, заборы заваливаются, по дороге вместе с фурами ребятишки в школу идут. Мы пишем письма: так нельзя! А в мэрии отвечают: надевайте светоотражающие жилеты, - возмущается Слабко.
В конце прошлого года в Центральный районный суд Тюмени поступил иск от прокуратуры города с требованием обязать администрацию снизить шум от движения транспорта в жилых помещениях. Эксперты регионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека многократно доказали: нормативы по вибрации и шуму превышены и в дневное, и в ночное время. Разве нормально, когда в родных пенатах людям приходится кричать во время беседы?
Кажется, в конце тоннеля забрезжил свет. Но вместо того чтобы помочь хусаиновцам, мэрия направила возражение: не доверяем экспертизе Роспотребнадзора. Суд пошел навстречу: быть новой проверке. Ее за свой счет проведут пенсионеры. А дальше? Готов ли город установить хотя бы шумозащитные экраны? Есть предположение, что нет: и для них требуется место, а выкроить его не из чего…
- Никто внимательно не разбирался в нашей ситуации, в материалах. Когда начинаю готовиться к новому судебному разбирательству, уже теряюсь, что первым делом предоставить: нарушения проекта обустройства автодороги или газопровода, а может, про экологию… Одно скажу: 14 лет боремся и бросать не собираемся. У нас просто нет выхода: либо полотно прямо с нашими домами провалится, либо кого-то собьют, либо мы с ума сойдем от бесконечного шума. Или же произойдет самое страшное - рванет труба, - заявила Татьяна Слабко.
Редакция продолжит следить за ситуацией.
"РГ" направила в адрес горадминистрации предельно простые и конкретные вопросы: почему открыли Хусаинова, можно ли пустить машины по другим улицам или, если это недостижимо, обеспечить безопасность проживающим? В итоге получили четыре листа размытых доводов, причем некоторые абзацы противоречили приказам и распоряжениям, ранее опубликованным чиновниками. Единственное, за что можно реально ухватиться в так называемом ответе, - "маршруты проезда крупногабаритных и (или) тяжеловесных транспортных средств по ул. Хусаинова не согласовывались". Но они есть и, коль убраны знаки, а ограничивающую планку в 2,3 метра заменили на планку 4 метра, останутся.
Из кабинетов, конечно, ничего не видно. А что мешает приехать на место и посмотреть, как люди живут? Свою непростую участь обитатели Хусаинова связывают и с перекрытой улицей-дублером Павлова, по которой раньше переправлялся транзит до объездной. В угоду кому поставили массивные ворота, увешанные камерами и почтовыми ящиками, огораживающими коттеджи в одном стиле? Да, тут располагается некогда расформированное СНТ "Солнышко", но идет и дорога, которую не имеют права перегораживать - она не коммерческая.