И вот недавняя новость: врачи вернули возможность ходить 100-летней пациентке. Причем сложную операцию по поводу перелома шейки бедра ей провели не в столичной клинике, а в больнице города Верхняя Пышма Свердловской области. Еще несколько лет назад такое сообщение удивило бы: пенсионеры старшего возраста часто жаловались, что "скорая" отказалась приезжать, когда выяснилось, что пациенту за 80. И сложные операции у людей старших возрастов воспринимались как нечто из ряда вон выходящее. Их выполняли в основном в клиниках Москвы, Санкт-Петербурга и еще нескольких городов-миллионников.
Например, сложная и дорогая операция по восстановлению или замене тазобедренного сустава, выполняемая экстренно в случае перелома шейки бедра (распространенная травма у стариков), еще несколько лет назад была редкостью. После падения с таким переломом пациенты в большинстве своем были обречены: если операцию не провести в течение двух дней после травмы, в течение года умирала половина таких больных.
В ЦКБ РАН, рассказал "РГ" рассказал "РГ" много лет возглавлявший это учреждение доктор медицинских наук, профессор Алексей Никитин, хирурги ставили на ноги и пациентов, приближающихся к вековому рубежу и даже его перешагнувших. А сегодня эндопротезирование рутинно выполняется и 70-, и 80-летним пациентам даже в районных больницах.
С 2019 года в рамках нацпроекта "Демография" стартовала программа по организации в регионах экстренной помощи пожилым при падениях. Организовали хирургические отделения, перестроили работу скорой помощи, подключили систему послеоперационного восстановления и реабилитации. Что касается сердечно-сосудистой хирургии и других видов сложных вмешательств, возрастные рамки удалось расширить благодаря развитию малоинвазивных технологий. Пожилой человек со многими накопившимися за долгую жизнь патологиями может и не перенести открытую операцию на сердце и сосудах, а вот стентирование многие делают даже по несколько раз.
"Система здравоохранения сейчас на 40-50 процентов работает с пожилыми. Важно обучать врачей других специальностей навыкам оказания медицинской помощи возрастным пациентам", - отметила главный внештатный специалист гериатр Минздрава России Ольга Ткачева.
Противопоказанием к проведению высокотехнологичных операций у пожилых пациентов со множественными заболеваниями может быть только их состояние, а возрастных ограничений не существует, - подтвердили "РГ" и в Российском геронтологическом научно-клиническом центре РНИМУ им. Пирогова Минздрава России.
"Лечение пациентов старше 80 лет для нас стало рутиной, - рассказал "РГ" заведующий отделением ортопедии центра, врач травматолог-ортопед Иван Сиротин. - Недавно к нам поступил мужчина 85 лет с болями в области тазобедренных суставов, которые мучали его длительное время.
Пациенту был диагностирован коксартроз 4-й, то есть последней, стадии. Заболевание вызывает разрушение хряща с разрастанием костных тканей, человеку становится трудно передвигаться, он испытывает постоянные боли, что значительно снижает качество жизни. Требовалась операция, ему было назначено расширенное обследование. Пациента вела целая команда специалистов - кардиологи, неврологи, урологи, гериатры. В итоге были выявлены старческая астения, распространенный атеросклероз, гипертоническая болезнь, сахарный диабет, бронхиальная астма, недостаточность кровообращения, хроническая болезнь почек, а также инфаркт миокарда и шунтирование коронарных артерий в анамнезе. По всем этим заболеваниям мы провели подготовительное лечение. И через несколько часов после операции пациент уже занимался лечебной физкультурой для скорейшего восстановления, а на следующий день начал ходить с опорой на костыли. Через три дня после операции он прекрасно себя чувствовал и был переведен на амбулаторное наблюдение. То есть возраст не является противопоказанием к сложным вмешательствам. Самое главное - это грамотная подготовка к высокотехнологичному лечению", - заключил Иван Сиротин.
Часто возрастным пациентам выполняют не только сердечно-сосудистые вмешательства и эндопротезирование тазобедренного и коленного суставов, но также операции на кистях рук, корригирующие остеотомии, радиочастотные аблации, хирургическое лечение аденомы простаты.
Меняются подходы в ведении пожилых пациентов и в онкологии. Рак - во многом возрастное заболевание, и часто помимо основного диагноза пациент имеет массу других недугов.
"За последние несколько лет количество пациентов старше 70 и 80 лет у нас значительно увеличилось, - рассказал "РГ" и.о. заведующего абдоминальным отделением НМИЦ онкологии им. Блохина Минздрава России Алексей Калинин. - Самому "взрослому" пациенту нашего отделения исполнилось 96 лет, когда мы прооперировали его по поводу рака желудка. Cегодня, спустя два года после операции, он в свои 98 прекрасно себя чувствует, продолжает наслаждаться жизнью. Внедренные в клиническую практику современные медицинские технологии расширили возможности терапии пожилых пациентов с тяжелыми, иногда жизнеугрожающими заболеваниями. И одна из наших задач как раз и состоит в том, чтобы определять новые стратегии развития онкологии и внедрять в клиническую практику современные технологии".
У большинства больных старше 70 лет диагностированы различные хронические заболевания. "Поделить" таких пациентов между профильными медицинскими учреждениями невозможно, отметил Алексей Калинин.
"Пожилому, ослабленному человеку сложно проходить терапию в нескольких клиниках одновременно, да и онкологическое заболевание прогрессирует, пока пациент лечит сопутствующую сердечно-сосудистую патологию. Так появилась идея организовать кардиогруппу в рамках онкологического центра. Сегодня мы наблюдаем огромную востребованность этих специалистов у нас".
Он считает, что медики могли бы спасать еще больше людей, перешагнувших 80-летний рубеж. Препятствием часто выступает миф о том, что в пожилом возрасте человеку трудно перенести тяжелое противоопухолевое лечение.
"Пациенты порой просто не обращаются за помощью, а бывает, что и родные их отговаривают, боясь потерять близкого человека "на операционном столе". Но сегодня каждый пожилой пациент в нашем центре проходит тщательное обследование не только по поводу онкологического заболевания. Уже на этапе диагностики опухоли с ним начинает работать команда кардиологов, пульмонологов, анестезиологов и врачей других специальностей. После 65, а особенно после 80 лет хронические заболевания есть у всех. Мы делаем все, чтобы не только взять под контроль онкологический процесс, но и не допустить декомпенсации других жизнеугрожающих заболеваний. Стараемся лечить человека, а не болезни, которыми он страдает, - говорит доктор Калинин. - Часто приходится принимать решение - сначала сделать аортокоронарное шунтирование у больного со стенозом коронарных сосудов, а потом удалить опухоль или сначала выполнить операцию по поводу злокачественного новообразования, и вторым этапом подключать кардиохирургов. Иногда такой выбор крайне сложен - и в том, и в другом случае высок риск для жизни пациента. Тогда мы выполняем операции одновременно, работая двумя бригадами хирургов - онкологической и кардиологической. Длятся такие вмешательства по 10-12 часов, но это единственный шанс для пациентов в пожилом и преклонном возрасте с конкурирующей сердечно-сосудистой патологией".
Все специалисты единодушны: в лечении пожилых велика роль команды. И не только хирургов, анестезиологов и реаниматологов, но и тех, кто принимает эстафету в долечивании и восстановлении пациента.
"В работе с пожилыми пациентами нет и не может быть мелочей, все имеет значение - даже то, как и сколько раз в день санитарка поменяет положение больного после операции. Наш учитель, академик Михаил Иванович Давыдов подчеркивал, что пожилые пациенты выдерживают любой объем операций, но они не переносят послеоперационные осложнения. Мы уже на этапе дооперационной подготовки подключаем реабилитологов. Правильно подобранная сопроводительная терапия и нутритивная поддержка позволяют пожилому больному войти в процесс лечения в максимально скомпенсированном состоянии. Доступны ли эти технологии? Направление по форме 057-у, выданное по месту жительства, и вера в то, что жизнь человека - главная ценность, - это все, что нужно, чтобы получить самую современную медицинскую помощь", - заключил Алексей Калинин.
Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов:
- Конечно, Всероссийский союз пациентов поддерживает усилия минздрава по развитию стандартов медицинской помощи по заболеваниям, наиболее распространенным у пациентов старшего возраста. Очень важно, что для этой группы больных повышена доступность высокотехнологичных медицинских вмешательств, тем более что именно они в ней часто нуждаются. Это и установка стентов, и иные операции для улучшения работы сердца и сосудистого русла, и сложные ортопедические операции, и многое другое.
Высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП) - специализированная медицинская помощь с применением высоких медицинских технологий для лечения сложных заболеваний. Например, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности и др.
Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи финансируется как в рамках программы обязательного медицинского страхования, так и сверх нее - в федеральных медицинских учреждениях, а также в отдельных частных клиниках в порядке, установленном правительством РФ.