Новая автомагистраль станет стимулом для развития регионов

Новая автомагистраль станет стимулом для развития регионов

Текст:
Михаил Калмацкий
До 15 июня правительство РФ должно разработать концепцию развития автомобильного туризма в нашей стране. Соответствующее поручение ранее дал президент России Владимир Путин. Пилотный туристический маршрут пройдет в том числе по федеральной трассе "Восток" (Москва - Казань), сооружение которой планируется завершить уже в этом году.

Скоростная автодорога М-12 "Восток" - часть международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", который начинается от Санкт-Петербурга. В новых геополитических условиях значимость этой трассы заметно выросла.

"В настоящее время в условиях санкционного давления наблюдается перераспределение грузового и пассажирского движения. К примеру, на трассе М-11 (Москва - Санкт-Петербург) идет сокращение грузового трафика на 40 процентов в сравнении с началом 2022 года за счет снижения торгового оборота с европейскими странами, - рассказал "РГ" заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей ИЭЕМ РАНХиГС Дмитрий Агафонов. - С учетом политических факторов, за счет ввода в строй новой автомагистрали М-12 прогнозируется рост внутрироссийских перевозок между крупными городскими агломерациями, что положительно скажется на укреплении культурных и туристических связей. Трасса М-12 позволяет использовать "территориальный" потенциал России".

В рекордные сроки

Автомагистраль от Москвы до Казани протяженностью более 800 километров соединяет пять регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Чувашию и Татарстан. Сооружение трассы началось летом 2020 года, но к активной фазе перешли в 2021-м. Планируется, что движение по новой магистрали будет открыто уже к концу 2023 года. Такие темпы строительства - рекорд для России.

"Это оказалось возможным благодаря тому, что строители приступили к возведению трассы одновременно на всех участках, а не последовательно переходя от одного к другому, - рассказал "РГ" руководитель проектов Центра экономики инфраструктуры Павел Степанов. - Как оказалось данное решение с быстрой стройкой было очень оправданным, ведь в условиях разворота экономики России на Восток, эта трасса стала жизненно необходима для страны".

По словам эксперта, на пути строителей автомагистрали встречаются разнообразные сложные участки, такие как значительные перепады высот между берегами рек, сложные грунтовые условия, пересечение с другими автомобильными дорогами и газопроводами.

"Но технические решения для всего этого имеются, а все проблемы успешно решаются. Например, там, где нельзя забивать сваи, их устанавливают методом погружения", - сказал специалист.

Строительство новой автомагистрали включает более 300 искусственных сооружений, в том числе три уникальных моста: вантовый через Оку протяженностью 1377 метров (соединит Владимирскую и Нижегородскую области), монолитный через Суру - 931 метр (соединит Нижегородскую область и Чувашскую Республику) и 3-километровый через Волгу.

Мост через Оку - единственный вантовый на всей М-12. Его вантовая система разработана и сертифицирована в России и более чем на 50 процентов состоит из отечественных комплектующих. В конце апреля этого года был замкнут центральный русловой пролет мостового перехода через Оку. Также полностью завершен монтаж металлоконструкций. Далее идет бетонирование плиты проезжей части, а затем укладка асфальтобетона. В сентябре планируется запустить движение по М-12 от Москвы до Арзамаса.

Дальше на восток

После того, как автомагистраль достигнет Казани, строительство продолжится. Еще в 2021 году Владимир Путин поручил продлить трассу до Екатеринбурга. Этот участок должен заработать в 2024-м.

Маршрут от Казани до Урала пройдет по территории Татарстана, Башкирии, Пермского края и Свердловской области. Скоростная автомагистраль появится за счет реконструкции существующих участков федеральной трассы М-7 "Волга" и автодороги Р-242 Пермь - Екатеринбург, а также строительства соединяющей их дороги Дюртюли - Ачит протяженностью 275 километров.

"Если посмотреть на карту автомобильных дорог страны, то мы увидим, что между Набережными Челнами и Екатеринбургом прямых трасс нет (не берем в расчет местные проселочные дороги, состояние которых оставляет желать лучшего). То есть, чтобы добраться от Казани до Екатеринбурга, нужно ехать в объезд либо через Ижевск и Пермь, либо через Уфу и Челябинск, что дает перепробег примерно в 200 километров. Это, наверное, был крупнейший инфраструктурный разрыв в стране. С открытием М-12 на участке Дюртюли - Ачит наконец-то проблема будет решена", - отметил Павел Степанов.

Предполагается, что автомагистраль М12 пойдет еще дальше на восток. Россия будет расширять перспективные внешнеэкономические связи, а также выстраивать новые логистические коридоры, заявил в феврале этого года Владимир Путин в своем послании Федеральному Собранию. "Уже принято решение продлить скоростную автомагистраль Москва - Казань до Екатеринбурга, Челябинска и Тюмени, а в перспективе - до Иркутска и Владивостока, с выходом в Казахстан, Монголию и Китай, что в том числе существенно расширит наши экономические связи с рынками Юго-Восточной Азии", - сказал президент.

Потенциальное продление М-12 до Челябинска, Тюмени и далее на восток будет идти в ином формате, считает Павел Степанов. "Здесь более разумно говорить о реконструкции существующей дорожной сети, а не о строительстве совершенно новых дорог с эксплуатацией на платной основе, - считает он. - Дело в том, что восточнее Екатеринбурга плотность населения в стране такова, что автомобильного трафика не хватает для того, чтобы эксплуатировать две параллельные дороги - одну платную и скоростную, а вторую обычную и бесплатную. Это не значит, что за Уралом не должно быть скоростных дорог. Просто они могут появиться в результате реконструкции существующих трасс. Хотя, несомненно, в рамках продления скоростного автомобильного коридора "Восток" могут строиться новые обходы городов, какие-то спрямления, дополнительные дороги внутри городских агломераций, которые будут платными".

Эффект строительства

Сметная стоимость сооружения автомагистрали М-12 от Москвы до Казани оценивается в 901,5 миллиарда рублей. Эти инвестиции развивают дорожное строительство, а также помогают другим отраслям.

"Проект запуска новой трассы позволит вовлечь в работу множество крупных и малых фирм из различных отраслей: добыча природных ископаемых, производство строительных материалов и арматуры, машиностроение (средства механизации), лесная и деревообрабатывающая промышленность и другие, - рассказала "РГ" доцент кафедры корпоративного управления и инноватики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ирина Фатьянова. - До 70 отраслей промышленности поставляют необходимые ресурсы для строительства. Реализация подобного крупного проекта позволит обеспечить заказами предприятия, повысить занятость местного населения, параллельно будут решаться актуальные задачи развития территорий, по которым пройдет автомагистраль".

Один из примеров того, как сооружение дороги помогает другим производствам, - завод "Тюменьремдормаш", который за год удвоил выпуск барьерного ограждения для строительства трассы Москва - Казань.

В августе прошлого года "Автодор" сообщил, что в строительстве М-12 задействовано почти 30 тысяч человек и 8 тысяч единиц техники. Госкомпания еще на этапе подготовки к строительству оценивала макроэкономический эффект от сооружения трассы Москва - Казань в 2,4 триллиона рублей.

"Общеизвестно, что масштабные инвестиционные проекты в транспортно-логистической сфере в состоянии обеспечить прирост экономики как в период их стройки, так и во время эксплуатации, - отметил Дмитрий Агафонов. - По экспертным и отраслевым оценкам, в среднем один рубль вложений в инфраструктурный проект такого вида может приносить дополнительные доходы в бюджет на уровне 0,4-0,5 рубля без учета эффекта роста ВВП. Таким образом, реализация проекта на горизонте 20-30 лет эксплуатации может обеспечить прирост ВВП и пополнить доходы бюджетной системы на 350-370 миллиардов рублей, в том числе за счет использования смежных отраслей".

Стимул для экономики

За счет чего новая автомагистраль принесет экономическую выгоду? Начнем с того, что трасса М-12 будет платной - сообщалось, что стоимость проезда от Москвы до Казани для легковых автомобилей без учета скидки по транспондеру составит около 3 тысяч рублей. Но эти деньги - не главное. Важно, что за эту плату пользователь получит возможность двигаться по дороге без светофоров с разрешенной скоростью 110 километров в час.

Новая автомагистраль позволит сократить время в пути между Москвой и Казанью с 12 до 6,5 часов, а между столицей Татарстана и Екатеринбургом с 14 до 7 часов. Экономия времени, несомненно, принесет финансовую выгоду.

Согласно утвержденной методике оценки социально-экономических эффектов от строительства объектов транспортной инфраструктуры, за 20 лет эксплуатации новой дороги эффект от сокращения времени в пути обеспечит 105 миллиарда рублей прироста ВВП, рассказал Павел Степанов. Еще 157 миллиардов составят агломерационные эффекты, размер которых также зависит от сокращения времени в пути и, как следствие, расширения зоны двухчасовой доступности крупных городов.

От сокращения расстояния выиграет и бизнес, и потребители. "Возьмем, например, металлы, которые производят на Урале и везут в центральную Россию. После запуска М-12 примерно на 300 километров сократится протяженность маршрута, время в пути уменьшится примерно в 1,5 раза, что заметно скажется на транспортных издержках. Продукция предприятий, которые окажутся вблизи дороги, станет более конкурентоспособной. Конечная стоимость товаров для потребителя также уменьшится", - отметил Павел Степанов.

По словам эксперта, за период строительства и 20 лет эксплуатации участка Москва - Казань эффекты прироста ВВП составят 1,2 триллиона рублей, а эффекты для бюджета - 158 миллиардов.

"Но это все - расчетные цифры. Важно, что население получит более широкий доступ к разным видам услуг. Например, жители Чебоксар, смогут чаще бывать в Казани, допустим, чтобы посетить аквапарк на выходных, - отметил специалист. - С другой стороны, жители Казани, смогут поехать в Чебоксары за медицинскими услугами - там находится одна из лучших в стране клиник микрохирургии глаза. То есть новая дрога позволит сблизить соседние города".

Когда автомагистраль будет введена в эксплуатацию, дополнительный толчок к развитию получит поддерживающая инфраструктура, и в первую очередь сервисные объекты: многофункциональные центры с АЗС, кафе, стоянками, мотелями, а также ремонтные мастерские, станции шиномонтажа и сервисного обслуживания, отмечает Ирина Фатьянова. Это потребует дополнительных вложений и подстегнет малый бизнес.

Новая трасса уже становится местом притяжения для разных бизнес-проектов. К примеру, во Владимирской области вблизи М-12 в конце прошлого года инвесторы построили первый современный логистический центр. Как отметили в администрации области, в перспективе на этой территории планируется сформировать мощный логистический кластер, что привлечет дополнительные инвестиции и создаст новые рабочие места.

Нижегородской области, по оценке региональных властей, инвестиционные проекты в зоне влияния М-12 в течение 15 лет после окончания строительства трассы принесут более 300 миллиардов рублей налогов и сборов, будет создано около 30 тысяч рабочих мест. Суммарный прирост валового регионального продукта составит около одного триллиона рублей.

К примеру, трасса М-12 значительно улучшит транспортную доступность южных районов Нижегородской области, и некоторые инвесторы уже задумались о реализации здесь крупных сельскохозяйственных проектов. Только до 2024 года в них планируется вложить более 35 миллиардов рублей.

Инвестиции в транспортную инфраструктуру дают не только прямые эффекты: повышение доступности транспортных услуг, ускорение и увеличение объемов грузовых перевозок и грузооборота, но и косвенные эффекты для экономики регионов такие, как рост доходов на местном уровне, повышение стоимости земли и недвижимости, создание дополнительных рабочих мест, развитие туризма, изменение структуры расселения людей, рассказала "РГ" научный сотрудник лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований ИПЭИ РАНХиГС Ксения Ростислав.

"Исследования показывают, что в большей степени от строительства инфраструктуры выигрывают жители и предприятия регионов, по территории которых проходит скоростная магистраль. Вероятно изменение систем расселения в средне- и долгосрочной перспективе, увеличение численности населения прилегающих к магистрали территорий, - рассказала эксперт. - По нашим оценкам, эффект от строительства автомагистрали Москва - Казань может затронуть не только города по пути следования - Арзамас, Муром, но и районы к югу от Нижнего Новгорода и Казани, города Южного Поволжья, Урала".

Туристы и грузы

Открытие новой автомагистрали положительно скажется на уровне мобильности жителей прилегающих территорий. А это, в свою очередь, благоприятно отразится на внутреннем туризме. Нынешняя геополитическая ситуация ограничивает возможность заграничных перелетов и отдыха на зарубежных курортах, поэтому доступ к местам отдыха внутри страны очень важен.

Взять, к примеру, Нижегородскую область. Благодаря М-12 туристы из Москвы или Казани смогут добраться до Нижнего Новгорода на автомобилях за 3-4 часа. Это, несомненно, поможет развитию туристических центров региона. К тому же трасса пройдет рядом с привлекательными для туристов местами и объектами Нижегородской области, в том числе вблизи паломническо-туристического кластера Арзамас-Дивеево-Саров, Ичалковских пещер, Большого Болдина, индустриального парка "Баташев" в Выксе. Предполагается, что к 2030 году турпоток в Нижегородской области достигнет 1,8 миллиона человек.

Точно так же новая автомагистраль будет способствовать увеличению ежегодного турпотока в Татарстан. Если сейчас среднегодовой прирост оценивается в 7 процентов, то запуск трассы М-12 приведет к ежегодному росту в 11-12 процентов, сказал председатель государственного комитета Республики Татарстан по туризму Сергей Иванов. Он отметил, что М-12 станет своего рода стимулом для людей на машине, чтобы сесть и поехать из одного региона в другой.

"Другим значимым результатом станет наращивание грузопотока, транзита грузов, - считает Ирина Фатьянова. - Например, по планам соединение 17 крупнейших региональных центров в первый год эксплуатации позволит привлечь до 70 миллионов тонн внутреннего грузопотока. Это позволит расширить экспортный потенциал, переориентированный на восток и юго-восток, перестроить логистические цепочки, повысить качество перевозок и снизить транспортные затраты".