21.06.2023 13:58
    Поделиться

    Во Владимире отзвучали заключительные аккорды X юбилейного фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Практически любой из уголков Владимирской области - святыня. Возможность познакомиться с историей славного русского края предоставляет "Музыкальная экспедиция" - уникальный в своем роде фестиваль-путешествие в окружении красивого природного ландшафта и памятников архитектуры. География маршрута нынешних гастролей прошла по историческим местам Владимирщины, связанными с именами великих русских полководцев: Александра Суворова и Петра Багратиона, стоявших за веру и правду нашего Отечества. Выступления музыкантов в усадьбах и селах предваряли рассказы владимирского краеведа, заместителя регионального министра культуры Владимирской области, историка Олега Гуреева. Ну а сами концерты вел бессменный ведущий фестиваля, известный теле и радиоведущий, журналист Артем Варгафтик.
    пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Концерты "Музыкальной экспедиции" в этом году посетили свыше 8 тысяч человек. Символично, что один из организаторов и идейных вдохновителей фестиваля, маэстро Артем Эдуардович Маркин был удостоен звания "Заслуженный артист России". Особенно приятно, что это событие совпало с юбилеями фестиваля и Владимирского Губернаторского симфонического оркестра, который в этом году отмечает свое 25-летие.

    Художественный руководитель фестиваля, российский виолончелист Борис Андрианов не теряет силы духа, бодрости и энтузиазма. С момента своего первого приезда во Владимирскую область он был очарован ее необычайной природой и архитектурой мест. Так возникла идея проведения "Музыкальной экспедиции". Борис насыщает каждую из концертных программ невероятным выбором сочинений, в том числе малоизвестных, одно из которых - Третий струнный секстет Рейнгольда Глиэра, подлинное откровение нынешней фестивальной программы.

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Одним из центральных событий фестивальной программы стало выступление Владимирского камерного хора, Детской хоровой капеллы и оркестра Центра классической музыки под управлением Артема Маркина в День России в селе Сима Юрьев-Польского района. Эта древняя земля сохранила немало исторических мест и артефактов, связанных с великим прошлым нашей страны, славными именами ее героев - генералом Багратионом и князьями Голицыными. Село Сима ведет свою историю с XIV века. В переводе с финно-угорского оно означает ключ. В те времена Сима принадлежало боярам Добрынским, состоявшим на службе потомкам смоленских князей. В XVI веке село было преобразовано в царское имение Ивана Грозного, который завещал его своей жене Анне. В 1708 году оно было подарено Петром I князю Михаилу Голицыну за победу над шведами. В дальнейшем один из сыновей Михаила Голицына Андрей Голицын возвел в Симе Богоявленскую каменную церковь. При князе Борисе Голицыне, соратнике Александра Суворова симская усадьба достигла наивысшего расцвета. К середине 80-х годов XVIII века здесь был построен каменный двухэтажный господский дом с мезонином, за которым разбили парк из лип, раскидистых дубов с аллеями и прудом. В Симе скончался от ранений герой Отечественной войны 1812 года генерал Петр Багратион. Вместе с Андреем Голицыным, унаследовавшим от отца имение, переносил останки праха Багратиона из Симы на Бородинское поле его брат Николай Голицын, также участник Бородинской битвы, талантливый литератор и музыкант. Именно он высоко почитал великого Бетховена, а тот посвятил ему три своих поздних струнных квартета. Как знать, может, в скором будущем эта гениальная музыка зазвучит в стенах отреставрированного здания, ныне культурно-исторического центра "Дом князя Голицына".

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    На территории центра звучала патриотическая музыка великих классиков - фрагменты из оперы "Война и мир" Сергея Прокофьева, произведения Петра Чайковского и фрагменты из оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя". Финальный апофеоз, знаменитый хор "Славься" сопровождался торжественным колокольным перезвоном. Выступлению артистов предшествовала церемония открытия отреставрированной Усадьбы Голицына.

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Один из маршрутов "Музыкальной экспедиции" пролегал на юг Владимирской области в Судогодский район, село Муромцево. В XVII столетии оно принадлежало дворянскому роду Хоневых, который в XIX веке соединился с родом дворян Храповицких. Усадьба Муромцево из небольшой помещичьей вотчины стала роскошным процветающим имением, благодаря ее последнему владельцу, влиятельному лесопромышленнику, предводителю дворянства Владимирской губернии Владимиру Храповицкому. В конце XIX - начале XX веков усадьба представляла величественный архитектурный ансамбль, включающий главный замок в псевдоготическом стиле, более 70 построек, садово-парковую зону площадью 40 гектаров с каскадом прудов.

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    После национализации имения с 1921 по 1977 год в главном доме функционировал лесной техникум. В военное время все здания были отданы под нужды госпиталя, через которые прошли тысячи раненых бойцов и командиров Красной Армии. С 2014 года усадьба Муромцево стала филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Реставрация зданий имения и парковой зоны будет продолжена, а пока эти удивительные по своей красоте места создают прекрасные интерьеры для проведения концертов на открытом воздухе, в том числе в рамках "Музыкальной экспедиции".

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Спустя годы фестиваль снова вернулся в усадьбу Муромцево с прекрасной камерной программой, составленной из сочинений Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя и Рейнгольда Глиэра. Такой неожиданный диалог эпох и столетий стал мостом культур музыки между Россией и Германией. Ну а создала его замечательная команда музыкантов во главе с виолончелистом, худруком фестиваля Борисом Андриановым в составе: Гайк Казазян (скрипка), Павел Милюков (скрипка), Евгений Субботин (скрипка), Александр Митинский (альт), Андрей Усов (альт) и Анна Кошкина (виолончель). Барочный акцент выступления солистов был сделан на произведениях Баха. Павел Милюков искусно справлялся с орнаментикой музыкальных тем строгой Чаконы из Второй скрипичной партиты, затем к скрипачу присоединился Борис Андрианов, и вместе они исполнили пять двухголосных инвенций в версии для скрипки и виолончели. Не менее восхитительным оказался ансамбль Гайка Казазяна и Андрея Усова в Пассакалии с вариациями Георга Фридриха Генделя (транскрипция для скрипки и альта норвежца Юхана Хальворсена). И, наконец, главный козырь муромцевского вечера - Третий струнный секстет до мажор Рейнгольда Глиэра, подлинный раритет камерного наследия раннего творчества композитора. Это произведение вообще репертуарная редкость, его мало, где можно услышать, да еще и вживую. Тем отраднее было соприкоснуться с этой волшебной музыкой на фоне руин старинного замка, багрянца вечерней зари под щебет ласточек в синеве высокого июньского неба. Кстати, музыканты никогда прежде не играли эту вещь вместе и выучили ее специально для концерта в усадьбе Храповицкого. Музыка невероятно красивая и лиричная, 2-я часть и вовсе напомнила картины русских сказок и фантастические образы легенд и преданий.

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Еще один чудесный камерный музыкальный вояж состоялся в усадьбе Всеволожских, старинном селе Жерехово Собинского района. Оно было датировано в писцевой книге 1622 года как вотчина Федора Всеволожского. Князья Всеволожские владели селом Жерехово и окрестными деревнями долгое время. Неподалеку от церкви Боголюбской иконы Божией Матери в середине XVIII века был построен двухэтажный господский дом в стиле барокко, в XIX веке к нему пристроили полукруглые галереи с башнями в псевдоготическом стиле. Последним и самым известным владельцем имения из рода Всеволожских был Николай Всеволожский, участник Русско-шведской и Русско-польской войн, вице-президент и управляющий московским отделением Медико-хирургической академии, владелец типографии в Москве. В 1848 году Николай Всеволожский продал имение графу Валериану Зубову, внуку генералиссимуса Александра Суворова. В дальнейшем вотчина перешла к княгине Наталье Оболенской. В 1918-м усадьба была национализирована, часть художественной коллекции, экспонатов и документов попала во Владимирский краеведческий музей. В 1946 году на территории имения стал функционировать дом отдыха "Владимирский", а в 1990-х на базе здравницы возник психоневрологический интернат, который в 2021-м распался.

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Сейчас как раз настало то самое ренессансное время возрождения усадьбы Всеволожских - Зубовых - Оболенских. Инвестор обязательно появится здесь, ну а история этих мест прочно связана с культурной традицией. Владельцы усадьбы, родственники князя Ивана Александровича Всеволожского имеют к нему самое прямое отношение. Именно он во времена царствования Александра III возглавлял дирекцию императорских театров и предложил самому Петру Ильичу Чайковскому государственные заказы на создание таких шедевров, как "Пиковая дама", "Иоланта", "Щелкунчик" и "Спящая красавица".

    Фото: Елизавета Маркина

    Неслучайным оказался и выбор для концерта двух скрипичных миниатюр русского гения: Вальса-скерцо и Меланхолической серенады, тонко и чувственно исполненных замечательными скрипачами-виртуозами: Гайком Казазяном и Павлом Милюковым в сопровождении пианиста Арсения Тарасевича-Николаева. Сама же программа объединила романтические ансамбли Яна Сибелиуса и Антонина Дворжака. Раннее одночастное Фортепианное трио Сибелиуса имеет подзаголовок "Ловииса", связанный с названием маленького уютного финского городка на побережье Финского залива недалеко от Хельсинки. Сибелиус любил приезжать туда в детстве и охотно потом возвращался в тот край. Трио исполнили Гайк Казазян, Борис Андрианов и Арсений Тарасевич-Николаев. Прозвучавший затем Второй квинтет для фортепиано и струнных ля мажор Антонина Дворжака - подлинная жемчужина его камерно-инструментального наследия. Вторая часть "Думка" - элегическое раздумье, настоящая пасторальная идиллия на лоне природы. Слушать эту гениальную музыку теплым летним вечером было одно наслаждение, особенно, когда на сцене собрался такой маститый ансамбль солистов в составе: Гайк Казазян, Павел Милюков, Борис Андрианов, Павел Романенко и Арсений Тарасевич-Николаев.

    Фото: Елизавета Маркина

    В финальном концерте "Музыкальной экспедиции" в самом сердце Владимира на Соборной площади прозвучали популярные инструментальные сочинения и фрагменты из опер в сочетании с культовыми композициями гитаристов XX века. Вечер открыла малоизвестная музыка Петра Ильича Чайковского - фрагменты из его ранней оперы "Воевода" по мотивам пьесы А. Островского. Это своего рода оммаж маэстро Артема Маркина и его оркестра Александру Островскому (к 200-летию со Дня рождения великого русского драматурга). В инструментальных концертах Макса Бруха и Людвига ван Бетховена солировали Павел Милюков и Артем Тарасевич-Николаев, а в искрометной Фантазии Пабло Сарасате на темы из оперы Ж. Бизе "Кармен" свое виртуозное скрипичное мастерство продемонстрировал Гайк Казазян. Приятным летним сюрпризом для публики стал выход на сцену замечательного певца, обладателя редкой красоты лирического контратенора Василия Хорошева с томной арией Ратмира из оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила". В заключительном концерте фестиваля "Музыкальной экспедиции" не забыли и о юбилее Арама Хачатуряна, чье 120-летие пришлось на начало июня. В сопровождении Владимирского Губернаторского симфонического оркестра под управлением Артема Маркина Борис Андрианов вдохновенно сыграл Концерт-рапсодию ре минор Арама Хачатуряна. Затем к Борису и музыкантам оркестра присоединились гитарист-виртуоз Роман Мирошниченко вместе со своей группой. Прозвучали Милонга из Двойного "Льежского" концерта для бандонеона и гитары Астора Пьяццоллы в версии для виолончели и гитары, которую сменили культовые композиции мэтров джаз-рока, гитаристов Стива Вая и Гэри Мура.

    Прямая речь

    Артем Маркин:

    - За десять лет в "Музыкальной экспедиции" сложилось триединство "музыка - природа - храм". Владимирская земля прекрасна и неисчерпаема. Она богата исключительно щедрым природным ландшафтом и историческим бэкграундом. Такое количество мест неисчерпаемо. Во время наших музыкальных походов мы останавливаемся у старинных храмов Владимиро-Суздальской Руси и у разрушенных сельских церквей, ждущих трепетного человеческого внимания. Исторический русский пейзаж задает особую тональность концертов. Чувствуется особое единение с природой и "гениями места", которые веками в малом создавали великое. Наша "Музыкальная экспедиция" с годами обрела какое-то новое дыхание, созвучное современности. Она способствует восстановлению исторического наследия. Я вообще такие вещи очень ценю, потому что нужно все время возрождать нашу музыкальную культуру. Даже творчество Глинки и раннего Чайковского иначе для себя открываешь и начинаешь по-новому воспринимать их музыку. Вообще классическая музыка объединяет русскую природу, русскую историю и всех нас. Единение сейчас как никогда необходимо, прежде всего, для самосознания, самостояния и Победы.

    Фото: пресс-служба фестиваля "Музыкальная экспедиция"

    Борис Андрианов:

    Моя работа - играть и слушать музыку, а свободное время я отдаю природе и путешествиям. "Музыкальная экспедиция" - это фестиваль-путешествие не только по удивительным местам нашей страны, но и по музыкальному репертуару: от музыки барокко, романтизма и джаза до современных музыкальных течений. Со своими друзьями и музыкантами я ежегодно разделяю этот восторг и вдохновение и еще раз задумываюсь о том, как же хрупок и прекрасен мир, в котором мы живем.

    Поделиться