Поделиться

Эксперты: Детей мигрантов нужно обучать русскому языку еще до школы

С каждым годом в петербургских школах становится все острее проблема с обучением детей мигрантов (инофонов). Все чаще общеобразовательные школы вынуждены принимать мальчиков и девочек, плохо говорящих на русском или же вообще не знающих его. В некоторых учебных учреждениях в классах доля инофонов достигает половины, а то и больше. Как результат: многие горожане не хотят отдавать своих детей в такие школы и предпринимают усилия, чтобы записать отпрыска в школу, где подавляющее большинство - коренные петербуржцы. Специалисты уверены: остроту проблемы можно снять, если бы было обязательным дошкольное обучение русскому и тестирование на его знание при поступлении.

Проблемы с инофонами практически не коснулись школ элитных. Это связано с тем, что в ряд школ есть конкурсный отбор. А если даже его нет, а школа - особо популярна, то места по большей части занимают дети из льготных категорий.

Нет проблемы и в школах с углубленным изучением иностранных языков. Всем ясно: ребенок, не говорящий пока на русском, не сможет сразу же приступить к массированному изучению еще и иностранного. Как уточнила Галина Ермакова, директор школы N 347 с углубленным изучением английского языка, детей выходцев из бывших республик СССР очень мало, и все они отлично говорят на русском, поскольку из семей, переехавших уже давно и успевших полностью адаптироваться в нашем социуме.

Причем школы с большим числом инофонов есть не только в бурно развивающихся микрорайонах.

- К нашей школе, имеющей высокий рейтинг, в прошлом году присоединили другую, с низким рейтингом, где инофонов очень много. И мы увидели "места компактной регистрации" мигрантов и в старой застройке. У нас есть дома старой застройки, где много пенсионеров, часть из них на каких-то условиях регистрируют у себя десятки мигрантов. И все дети приезжих на законном основании идут в школу по месту регистрации, - уточнил Юрий Стариков, директор школы N 106.

Знание русского языка у детей не проверяется. При заполнении миграционных документов у родителей спрашивают, знают ли дети русский, и, естественно, получают положительный ответ.

- Мы столкнулись с тем, что даже дети, изучавшие русский в стране проживания, его совсем не знают. Приходит к нам мальчик, окончивший первый класс с изучением русского языка у себя на родине. То есть его нужно зачислять во второй класс. Мы беседуем с ребенком и выясняем: он и алфавита полностью не знает, - подчеркивает Стариков.

Понятно, что учитель в классе, где много детей, русским языком не владеющих, вынужден прежде всего ориентироваться на них. В результате страдает качество образования для русскоговорящих.

- И очень сложно оставить ребенка на второй год, нужно согласие родителей. Если такового нет, вынуждены переводить с академической неуспеваемостью в следующий класс. И проблема растет как снежный ком, - говорит Стариков.

На правах анонимности директор одной из школ, где инофонов много, рассказал "РГ", что сложности не только с детьми, но и с родителями, которые могут всеми способами давить на администрацию школы, заставляя переводить неуспевающего ребенка в следующий класс. Есть и проблема с учителями: во-первых, не все соглашаются работать с инофонами. Во-вторых, привыкают ставить тройки вместо двоек. Есть проблемы, связанные с менталитетом, особенностями культуры. Например, девочки могут прийти на уроки в хиджабах. Отдельная тема - правонарушения среди инофонов. Так что же делать? Понятно, что без мигрантов наш рынок труда не выживет. Причем если раньше приезжали выходцы из семей, где сохранялся русский язык, то теперь все чаще языка приехавшие не знают.

- Должна быть законодательно введена четкая система тестирования: на какой класс знаешь - в такой и идешь. И вернуть систему второгодников. Должны быть жесткие рамки, которые были бы прозрачны и понятны родителям. Чтобы осознавали: нужно не искать обходные пути, а обучать ребенка. Лучше потратить год-два на дообучение, чем потом ребенок будет тянуть назад весь класс. И необходима система обучения русскому языку в "странах исхода", причем с обязательным итоговым тестированием, - чтобы родители понимали, на какой класс может претендовать их отпрыск, - считает Вадим Коженов, эксперт по работе с мигрантами.

- Нужно ставить условие знания русского языка, русской культуры. Просто так завозить мигрантов - еще более усугублять проблему. Внутренней миграцией мы не закроем дефицит кадров. И экзамен на знание русского должен быть по приезде в Россию, - говорит Дмитрий Солонников, директор Института современного государственного развития.

А вот создание специальных классов для приезжих в школах, во-первых, не прописано в законе об образовании и в образовательных программах. Во-вторых, как подчеркнули в администрации Калининского района, и нет потребности в таких классах. Рентабельнее проводить дополнительные занятия в школах. Что и делается.

Есть различные курсы от фондов, есть онлайн-платформа "Дети здесь", рассчитанная на разные уровни знания русского, но этого все-таки мало. Но самое главное: нет четкой, законодательно оформленной, единой системы обучения русскому языку.

Специалисты считают, что одним из хороших вариантов стало бы внедрение в обучение детей "вузовской системы" подготовки иностранных студентов. Чтобы еще до школы инофоны, не знающие русского, его бы изучили. Но опять-таки нужна законодательная база.

Мнение

Северин Гречаный, главный детский психиатр Санкт-Петербурга:

- Как врач, знающий детскую психологию, особенности поведения в детском и подростком возрасте, сталкивающийся с реакцией учеников на слишком объемную школьную программу, могу сказать одно: ребенок должен осваивать программу, которая соответствует его реальным возможностям на сегодняшний момент! И если ученик не в состоянии освоить стандартную программу, ему должны предложить облегченный вариант. Не переводить из одного класса в другой с условными тройками, а давать другую программу. И это - независимо от национальности. Вытаскивание "за уши" чревато для самого ребенка.