В региональных информационных сводках публикации о гражданах, возмущенных цифрами в квитанциях, стали привычным явлением. Показательный случай произошел недавно на Урале. Местная жительница пожаловалась на огромную квартплату за май: за маленькую "однушку" в 29 квадратных метров в аварийном доме ей начислили более 10 тысяч рублей, что превышает привычную для женщины сумму в два раза. Только за водоотведение управляющая компания потребовала в три раза больше ее обычной ежемесячной платы.
В стремлении добиться справедливости граждане неоднократно поднимали проблему переплаты за коммуналку на прямой линии с президентом. И только после вмешательства "сверху" главы регионов начинали принимать меры.
В России обязательства граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг частично берет на себя государство через механизм субсидий. Согласно статье 159 Жилищного кодекса РФ, субсидии предоставляются гражданам, чьи расходы на оплату услуг ЖКХ превышают предельно установленный порог по региону. В большинстве субъектов он составляет 22% от совокупного дохода семьи.
Размер субсидии рассчитывается исходя из регионального стандарта стоимости ЖКУ, то есть некой "усредненной" платы за коммуналку. Однако сумма выплат часто слабо связана с объемом реальных начислений за ЖКУ. Причины несоответствия в том, что домохозяйства потребляют разное количество ресурсов, а установленные стандарты не учитывают, какой набор коммунальных услуг фактически оказывается в доме, а также игнорируют разницу в тарифах в домах внутри одного муниципалитета.
Так, по данным ГИС ЖКХ, в подмосковном Красногорске действует 26 тарифов на тепло, которые варьируются от 1895 до 3106 рублей за гигакалорию. Разница - более 63%. При этом установленный для муниципалитета размер стандарта в отопительный сезон - 220,82 руб/кв.м.
Кроме того, многие регионы субсидируют поставку коммунальных ресурсов по льготным тарифам. Их применяют ко всем категориям населения, не учитывая уровень доходов и объемы потребления света, воды и тепла. Получается, что при текущей системе живущий в маленькой квартире человек приравнивается к обладателю просторного коттеджа. На такое субсидирование регионы зачастую тратят значительно больше, чем на поддержку нуждающихся в рамках ст.159 ЖК РФ.
Решить проблему удалось в Тюменской области. По инициативе губернатора Александра Моора в регионе с апреля 2022 года реализуют инновационный проект по расчету размера субсидии населению на оплату ЖКУ исходя из фактической стоимости коммунальных услуг в конкретном многоквартирном или частном жилом доме.
Суть подхода - в создании обширной базы данных по МКД и частным домам. В систему загружаются сведения от регионального Единого информационного расчетного центра (ЕИРЦ) и ресурсоснабжающих организаций, информация о жилищном фонде и перечне услуг, нормативах потребления и тарифах. На основе этого автоматически определяется набор ЖКУ в каждом отдельно взятом многоквартирном или частном жилом доме, рассчитываются стандарты стоимости услуг в зависимости от фактически применяемых нормативов и тарифов.
На финальном этапе собранная информация интегрируется в базы данных органов социальной защиты и в мобильное приложение "Умный помощник ЖКХ", доступное для бесплатного скачивания. С помощью удобного чат-бота пользователь может легко рассчитать предварительный размер субсидии и, если субсидия ему положена, оставить заявку на ее получение в электронном виде через портал услуг Тюменской области.
Уникальность применяемой в Тюменской области системы - в более социально справедливом перераспределении средств, предназначенных на субсидирование ЖКУ. С одной стороны, адресный расчет региональных стандартов стоимости позволяет точечно защитить необеспеченные слои населения в случае роста тарифов на коммуналку. С другой стороны, данная мера позволит постепенно доводить тарифы на коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, минимизируя социальную напряженность.
Во многом проблема с субсидированием населения заключается в неинформированности граждан. Часто люди не имеют представления о том, полагается ли им субсидия и в каком размере. Ситуацию усугубляет отсутствие понятного в использовании калькулятора субсидий.
Для руководства региона такое положение дел приводит к тому, что направленные на улучшение жизни граждан меры имеют минимальный эффект. Неинформированность населения и сложность процесса получения субсидии выливаются в претензии к органам власти, что особенно ярко проявляется в периоды предвыборных кампаний на муниципальном и региональном уровнях.
На сегодняшний день основной категорией получателей субсидий являются пенсионеры. "За бортом" остается значительное число многодетных семей, инвалидов и других нуждающихся граждан. Повышение уровня информированности и внедрение простого и прозрачного механизма расчета позволит привлечь к субсидированию новые слои населения и повысить их удовлетворенность системой ЖКХ.
Инновационный подход по расчету субсидий в Тюменской области может послужить хорошим примером для внедрения в других регионах. Будет хорошо, если инициативу главы Тюменской области возьмут на вооружение его коллеги по губернаторскому корпусу и включат в свою предвыборную программу. В преддверии единого дня голосования это явная заявка на победу.