Академик РАН Юрий Беленков: Лечение гипертонии - это не разовое мероприятие, а образ жизни

Есть неутешительная статистика: 40 процентов населения страдают от повышенного кровяного давления - гипертонии. Эффективно лечатся примерно 15-20 процентов. Так практически во всех странах. Отклонения незначительные. Даже человек, которого мучают головные боли, головокружения, тошнота, шум в ушах, мушки перед глазами, к врачу не спешит. Тем более что с телеэкранов льется реклама чудодейственных лекарств. А в интернете полно советов, как уйти от гипертонии без врача. И потому… скорее в аптеку: без рецепта купить таблетку от "доктора Гугла", и под язык. А потом вдруг гипертонический криз, инсульт или даже паралич. Почему так не любим себя? Почему так надеемся, на авось - пройдет? И почему не проходит? Об этом говорим с директором клиники госпитальной терапии Первого медицинского Университета имени Сеченова академиком РАН Юрием Беленковым.
Юрий Беленков: Помощь, извините, не всегда сюсюканье. Иногда она даже неприятна. Даже болезненна.
Юрий Беленков: Помощь, извините, не всегда сюсюканье. Иногда она даже неприятна. Даже болезненна. / Александр Корольков/РГ

Юрий Никитич! Знаю вас не один год, знаю, что всю свою жизнь вы практически занимаетесь кардиологией и, в частности, артериальной гипертонией. И не только вы. Но результатов, похоже, мало. Почему? Виноваты пациенты? Или все-таки больше вина вас, врачей? Или высокое давление всегда сопровождало и будет сопровождать человека?

Юрий Беленков: Вина? Может, точнее все-таки беда. Причем общая. Виноваты и пациенты, и мы, медики. А еще неизбывная вера в чудо. Она, мой 50-летний опыт врачевания подсказывает, бывает у всех, независимо от возраста, пола, образования и степени дохода. Кроме того, многие рассуждают: этого со мной не будет, потому что не может быть никогда.

А обращения к доктору?

Юрий Беленков: Вот тут зависимость прямая. Давайте поговорим о пациентах. Почему они поздно обращаются к врачам? Начну с того, что у большинства пациентов с повышенным давлением ничего не болит. Клинические проявления либо неспецифичны, например, у кого не болела голова, но давление при этом измерит не каждый. Поэтому многие мои пациенты долгое время не знали, что они гипертоники. Выраженная клиника появляется чаще всего при высоких цифрах давления или при гипертоническом кризе, а это бывает уже поздно. Тут может помочь только диспансеризация.

Когда удается снизить на длительное время повышенное давление хотя бы на пять миллиметров, это подарок человеку - от семи до десяти лет жизни

Которая есть не везде...

Юрий Беленков: К сожалению, вынужден с вами согласиться. Более того. Даже если есть приглашение на диспансеризацию, человек, судя по опять же моему опыту, скорее обратится к соседке, которая скажет, что только что увидела в интернете рекламу чудодейственной таблетки. И эта таблетка вас мгновенно сделает молодым и здоровым.

Далее. Даже если врач назначит лекарство, пациент обязательно начнет читать инструкцию к препарату. Ничего плохого в этом нет. Плохо то, что, увидев в ней возможные, - я повторю, возможные! - побочные эффекты, он сам, без консультации с врачом, начинает менять дозу препарата и, что еще хуже, прекращает не только его прием, но и лечение вообще.

Это то самое самолечение, о котором так много сказано, но...

Юрий Беленков: Хотелось бы, чтобы читающие эту беседу знали и помнили - лечение гипертонии это не разовое мероприятие. Это должно стать, если угодно, неким образом жизни.

Юрий Никитич, мне жалко пациентов. Вы как врач должны их любить. Разве можно так запугивать?

Юрий Беленков: Врач не только должен любить пациента, но обязан ему помогать. А помощь, извините, не всегда сюсюканье. Иногда она даже неприятна. Даже болезненна. Но она во благо.

Итак, о врачах. Есть четкие, временем и огромным международным опытом проверенные клинические рекомендации о том, как противостоять гипертонии.

Не боитесь попасть в ретрограды? В наше время чуть ли не каждый день заявляют о себе новые препараты и методики. И вряд ли сегодня привлек бы внимание спектакль, который так и назывался: "Таблетку под язык".

Юрий Беленков: Не боюсь! Великий кардиолог академик Евгений Иванович Чазов всегда учил: первое, что ты должен сделать: поставить перед собой задачу. При лечении гипертонии - это достижение так называемого целевого уровня артериального давления. Он хорошо известен, и со временем снижался, достигнув сейчас 120-130 на 70-80 миллиметров ртутного столба практически для всех возрастных групп. За редким исключением, например, при хронической болезни почек или при сахарном диабете. В этих случаях целевое давление может быть несколько выше.

Если назначенные врачом препараты удерживают такие показатели длительное время, то лечение подобрано правильно. А вот выбор конкретных препаратов определяется современными рекомендациями и доступностью необходимых препаратов.

Ловлю на слове. Препараты доступны или их надо приобретать за свои, и немалые, деньги? Они по рецепту или?..

Юрий Беленков: Начнем с того, что по федеральным и региональным льготам, пациенты, имеющие инвалидность, многие препараты, в том числе и гипотензивного действия, получают бесплатно. Пришедшему в аптеку, глядя на многочисленные цветные коробочки на полках, может показаться, что лекарств огромное количество. Поверьте мне, реально действенных гипотензивных препаратов - 5-6 классов, а вот названия и фирмы-производители разные. Многие из этих лекарств, в том числе генерики, вполне эффективны и доступны по весьма приемлемым ценам. И право же, не нужно гоняться за чудо-таблетками.

Иногда приверженность традициям, в том числе и во врачевании, очень современны. Некоторые мои пациенты в течение многих лет принимают эффективное гипотензивное средство, которое мы не можем назвать очень современным, но от этого его эффективность не уменьшается.

Летом гипертоников больше? Меньше? Почему?

Юрий Беленков: Гипертоников столько же, как и в другое время года. А вот проблем заметно больше. Казалось бы, наоборот: лето в основном время отдыха, расслабления. Но гипертония не отдыхает. Вот поехали на дачу, а лекарства забыли. Приступ. На солнцепеке пропалывали грядки вниз головой - криз. Вечером дачное застолье, чуть перебрали со спиртным, ночью вызов "скорой" - подскочило давление, пошла аритмия сердца. И даже курить летом более опасно, чем в другое время года. Потому что сама по себе, по мнению курильщика, а не окружающих, хорошая сигарета доставляет удовольствие, успокаивает.

И вы сейчас непременно предложите, погладить кошку или погулять с собакой - этакие успокоительные процедуры…

Юрий Беленков: Прежде всего я не вижу в этом ничего зазорного. И опять же скажу, что это противоядье стрессу и повышенному давлению доказано веками. Прикосновение к теплому меху любящего вас животного всегда успокаивает. А с собакой вы же гуляете, играете, то есть сами двигаетесь. Разумная физическая нагрузка гипертонику полезна, но не заменяет лекарств.

Раз уж мы вспомнили спектакль "Таблетку под язык", хочу напомнить и еще одно известное произведение искусства, точнее героя. Помните, он просил: "Шляпу надень". Гипертоник на солнцепеке без головного убора находиться не должен.

Если бы все было так просто. Можно и шляпу носить, и кошку приласкать, и гулять с любимой собакой, и даже принимать прописанные врачом лекарства, но… Вдруг криз, повышенное давление не уходят. И согласитесь, дело не всегда в возрасте.

Юрий Беленков: Трудно возражать. Да, нельзя игнорировать генетику. Знаю многие семьи, в которых предрасположенность к гипертонии передается из поколения в поколение. И тем не менее: ничего фатального нет. Даже при семейных случаях артериальной гипертонии. Знающий врач вместе с пациентом всегда могут найти рациональный метод лечения. И медикаментозный, и не медикаментозный.

Опять же из практики. Когда удается снизить на длительное время повышенное давление хотя бы на пять миллиметров, это подарок человеку - от семи до десяти лет жизни. И мне, честно говоря, обидно, что наша страна некий рекордсмен в Европе по количеству гипертоников и гипертонических кризов. А плохо леченная гипертония - это поражение сердца, почек, глаз и, конечно, головного мозга. Решить проблему можем только сообща. Врачи, повышая свои знания и умения. Пациенты - более внимательно относясь ко своему здоровью.

Между тем

Вот уже три года академик Юрий Беленков ведет занятия в "Школе Беленкова" для терапевтов и кардиологов из разных регионов России по проблемам лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Гипертонии в том числе.