Учительница из Херсона отстояла право говорить на русском языке при украинском режиме

Учительница русского языка и литературы Татьяна Кузьмич пережила аресты и застенки Службы безопасности Украины, а теперь она заместитель губернатора Херсонской области по работе с эвакуированными. Говорит, что всегда мечтала провести конкурс "Пушкинская красавица", а недавно ее мечта сбылась: в преддверии дня рождения великого русского поэта настоящую "Пушкинскую красавицу" с успехом провели в Геническе.
В новой должности Татьяна Кузьмич помогает людям, которые вынуждены были уехать из родных краев.
В новой должности Татьяна Кузьмич помогает людям, которые вынуждены были уехать из родных краев. / Из личного архива Татьяны Кузьмич

Но еще недавно - при Украине - все было для нее не так радужно.

Достаточно вспомнить, как русский язык вырывали из системы образования. Процесс шел еще с середины 90-х, вспоминает Татьяна Кузьмич. В Херсоне было 60 школ, где дети учились на русском. Осталось 12. Там были те, кто с трудом отстоял право учиться на родном языке.

Но после "майдана" миндальничать перестали. Все русские школы в Херсоне сделали украинскими. Теперь урок русской литературы называется урок мировой и зарубежной литературы. А в старших классах русских поэтов из школьной программы убрали. С тех пор вместо чтения русской классики, которая возвышает душу, от детских зубов отскакивали слова "Слава Україн " или "Смерть ворогам!". Два потерянных поколения выросло на глазах у Татьяны Кузьмич.

С руководителем общественной организации "Русичъ-Одесса" Татьяна Александровна познакомилась случайно в городе у Черного моря. Ей предложили создать такую же организацию в Херсоне. Основала. А параллельно проводила литературные конкурсы. Еще при украинской власти. Первый - "Люблю тебя, Петра творенье", в 2003 году. Это был год России на Украине. А в 2009-м - конкурс "Пушкинская красавица", который имел такой успех, что Татьяна Александровна, несмотря на запреты и политическую обстановку, провела его пять раз. Каждая конкурсантка читала отрывок из Пушкина, создавала образ пушкинской героини и готовила блюдо, которое любил поэт.

За работу с президентским фондом "Русский мир", который занимался поддержкой программ изучения русского языка на Украине, Татьяну каждый раз вызывали на беседу сотрудники СБУ. А в августе 2020 года они пришли к ней с ордером на обыск. Просмотрели каждую книгу и тетрадку в ее однокомнатной квартире. Ничего не нашли, кроме двух триколоров и десяти тысяч рублей, которые остались в кошельке после поездки в Россию. Вот тут они и решили "слепить" 111-ю статью Уголовного кодекса Украины - госизмена, вспоминает Татьяна.

Следующие полтора месяца Кузьмич провела в СИЗО, и это еще повезло, что пытки не применяли. Уставшая и изможденная она вышла на свободу только под подписку о невыезде. Судебные заседания длились еще полтора года. Все это время Татьяна Александровна ходила с тяжелым браслетом на щиколотке - как в кандалах.

В 2022-м, когда в Херсон зашли русские войска, Татьяна с облегчением избавилась от громоздкого браслета. Нашла того, кто смог отпилить его, и оставила "железку" на память. А когда объявили об эвакуации Херсона, пришлось расстаться с городом, в котором провела всю жизнь.

- Но Херсон мы не оставили, еще вернемся на родные улицы! - уверенно говорит она.

Вместе со всеми Татьяну Кузьмич эвакуировали в Геническ, временную столицу Херсонской области. Здесь она стала работать в министерстве образования. Спустя полгода ей предложили новую должность - заместителя губернатора Херсонской области по работе с эвакуированными. Она должна быть в курсе, что происходит в пунктах временного размещения, как идут выплаты, всем ли выдали жилищные сертификаты...

Татьяна Кузьмич пошла в управленцы, имея большой педагогический стаж и серьезные намерения. Потому что помнит, что сделала с ее учениками школьная и политическая программа.

"Я українка! Пушк на - не читаю!" - написала одна ученица школы на тестовой тетради, вспоминает Татьяна. И таких примеров масса. Люди превратились в манкуртов, как в легенде Чингиза Айтматова "Буранный полустанок". И Татьяна Кузьмич с ужасом узнавала манкуртов в тех, кто бесчинствовал на Майдане, поджигал Дом профсоюзов в Одессе. Но самое страшное, видела их в тех, с кем работала в школе.