В России хотят ввести минимальные цены на пиво и сидр. К чему это приведет?

Минфин поддержал идею введения в России минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво и сидр. Как отмечают в ведомстве, это крайне эффективный механизм борьбы с нелегальной продукцией. Эксперты рассказали "Российской газете", в чем важность этой инициативы и как это повлияет на розничные цены пива и сидра.
Евгений Епанчинцев/РИА Новости

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз считает, что эта мера не спровоцирует рост цен на данную продукцию.

"Например, если говорить о пиве, при введении МРЦ оно как стоило 50-55 рублей за бутылку, так и будет. Однако здесь есть нюанс: некоторые крупные компании выступают категорически против введения минимальной розничной цены, так как эти гиганты держат на троих почти 65 процентов всего розничного рынка пива в России. И значительная доля этого напитка (до трети объема, - прим. "РГ") ими продается в торговых сетях по акциям. То есть, даже если минимальная цена товара 55 рублей, они все равно могут на одной неделе продавать какую-то торговую марку по 35 рублей, через неделю точно так же поступать и с другой маркой - просто они могут себе это позволить. Отсутствие минимальной розничной цены на пиво приводит к демпинговым продажам продукции", - объяснил эксперт.

Дробиз подчеркнул, что демпинг на рынке сейчас могут себе позволить только крупные западные компании. Поэтому МРЦ является еще и дополнительной поддержкой для российских производителей, уверен он.

Что же касается сидра, то, по мнению эксперта, после введения МРЦ цены на него тоже не поднимутся. "Да, после скандала вокруг сидра его стали продавать меньше. Но пройдет пара месяцев, и продажи этого напитка полностью восстановятся - к середине осени точно", - прогнозирует он. В данном случае мы говорим не о повышении стоимости продукции, а установку реальных цен на нее, подчеркнул Дробиз.

Что же касается вопроса того, поможет ли это бороться с контрафактом - это вряд ли, считает эксперт. По его мнению, основная проблема тут кроется в том, что некоторые россияне готовы покупать суррогатную продукцию, если она дешевле оригинала. Поэтому полностью избавить рынок от контрафактной продукции крайне сложно.

В свою очередь, независимый эксперт алкогольного рынка Алексей Небольсин отметил в беседе с "РГ", что инициатива Минфина - это правильный шаг, который давно следовало реализовать. Он напомнил, что в России уже много лет существуют минимальные розничные цены на водку, бренди, коньяк и вино, и эта мера уже доказала свою эффективность.

По его мнению, МРЦ - это очень эффективный метод борьбы против жесткого демпинга некоторых компаний, который они осуществляют, снижая цены на товар за счет замены различных ингредиентов. "Зачастую недобросовестные производители используют хмелепродукты, добавляют разные патоки и так далее. Если же стоимость пива или сидра в торговых точках будет ниже минимальной розничной цены, то будет ясно, что это - нелегальная продукция", - объяснил Небольсин.

Он также отметил, что МРЦ - наиболее безболезненная для бизнеса норма, которая "вычистит" вбросы очевидного контрафакта на рынке и обеспечит правильную и справедливую конкуренцию между производителями. "К тому же, "подтягивание" цены может помочь правительству в борьбе против алкоголизации населения", - подытожил Небольсин.