Поделиться

    Какие новые направления открылись перед уральскими экспортерами

    В 2023 году свердловские экспортеры из числа субъектов МСП заключили контракты с контрагентами из 14 стран. Помимо Белоруссии, Казахстана, Китая, Турции в списке неожиданно оказались Чехия, Польша, Южная Корея и Эстония. Означает ли это восстановление былых связей?

    - Они и не прерывались, бизнес делает свое дело, невзирая на политику, - дипломатично уходит от ответа директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.

    А вот фантастический рост Китая, Турции и Белоруссии как торговых партнеров Свердловской области связан не только с санкциями 2022-го, положительная динамика прослеживается еще с 2015-2017 годов, поясняет Олег Александрин, замминистра внешнеэкономических связей региона.

    За последние пять лет число свердловских компаний, работающих на внешних рынках, выросло с 1600 до 2000, причем в основном именно за счет МСП. На 1 июня 2023 года малый бизнес заключил контрактов с господдержкой через региональный центр экспорта на 22,5 миллиона долларов. В структуре поставок преобладают товарные: изделия из металлов, продукция легкой, пищевой и лесной промышленности, медоборудование. Из услуг очень востребованы разработки уральских айтишников.

    Куда все это отправляют? В приоритете страны СНГ, Центральной и Юго-Восточной Азии, Персидского залива и Аравийского полуострова. Кроме того, компании присматриваются к Африке и Латинской Америке. К примеру, в Алжире часть заводов еще с советских времен и до сих пор укомплектована оборудованием из Свердловской области, есть техническая документация на русском языке.

    Нынешняя ситуация открывает перед нами экспортные направления, на которые раньше не смотрели или относились к ним как ко вторичным. Там огромное население, экономический рост, минимальные геополитические риски

    - Предприниматели поняли, что чуда не произойдет, и направили все усилия на расширение присутствия на рынках дружественных государств, которые заинтересованы в сотрудничестве или являются промежуточным звеном в реэкспорте. По итогам пяти месяцев лидируют Узбекистан и Казахстан, на третьем месте Азербайджан, который обошел даже КНР, - комментирует ситуацию Андрей Беседин, президент Уральской торгово-промышленной палаты.

    Среди совершенно новых направлений экспорта - Бангладеш. Страна не на слуху, однако там проживает 170 миллионов человек, и туда уже поставляется уральский хризотил. Другой пример - Пакистан: 280 миллионов жителей, готовых не только покупать у нас, но и продавать нам товары повседневного спроса и медицинский инструмент.

    - Нынешняя ситуация открывает перед нами экспортные направления, на которые раньше не смотрели или относились к ним как ко вторичным. Что нас там привлекает? Огромное население, экономический рост, сопоставимость с российской продукцией, отсутствие или минимальные геополитические риски, - считает Игорь Гундобин, профессор бизнес-практики Школы управления Сколково.

    Правда, не стоит питать иллюзий, что вход на рынки Африки, Азии или Латинской Америки очень прост. К примеру, Африка - огромный континент с населением 1,4 миллиарда человек, но это 55 стран, совершенно разных по уровню развития, этническому составу, языку и т. д. В северной части материка, экваториальной и южной кардинально отличается не только платежеспособный спрос, но даже способы вести переговоры.

    Не менее поляризована по деловому поведению Юго-Восточная Азия, включающая 11 государств, от Сингапура до Индонезии. Западная Азия, Иран - емкий рынок с 80 миллионами жителей и умеренно платежеспособным спросом, однако здесь принципиально не берут товары, у которых есть местные аналоги.

    Особняком стоят Китай как глобальный игрок и Индия как самая густонаселенная страна в мире. Тут надо тщательно подбирать локальных партнеров. Менталитет такой, что вам с радостью поведают, как босс по субботам пьет чай с Си или ходит с Моди в горы, даже фото покажут, хотя на самом деле это не так.

    - Не стоит замахиваться на весь Китай сразу, лучше остановиться для начала на какой-то провинции или городе. Тот же Шанхай - это 25 миллионов человек, как среднее европейское государство. Выбирайте свой Шанхай и пробуйте, получится - будете двигаться дальше, - советует Игорь Гундобин. - Индия модернизируется и оцифровывается со страшной скоростью, но в программе Made in India акцент делается на поддержке своих либо локализованных технологий. С одной стороны, это можно воспринимать как барьер, с другой - как возможность: выбрав местного партнера, реально расширить или перенести туда производство, кастомизировать свой продукт.

    Мы поинтересовались, нет ли у экспортеров риска впасть в новую зависимость - от Азии вместо Европы?

    - Думаю, нет, потому что азиатские рынки изменились. Сегодня это динамично развивающиеся экономики со своими запросами и возросшими требованиями. Там придется конкурировать с производителями из разных стран, в этих условиях говорить о зависимости не приходится, - рассуждает Гундобин.

    - Велики ли риски вторичных санкций со стороны государств, которые сейчас покупают наши товары?

    - Каждый российский экспортер сегодня фактически работает "в открытом космосе". Предрекать, будут ли санкции, как отреагирует та или иная страна, - сродни гаданию на кофейной гуще. Нужно смотреть на мир глобально, но через призму своего продукта, оценивать риски, которые есть непосредственно у него, связанные с товарной номенклатурой. Также многое определяется типом экономических отношений между странами: government2government или В2В.

    Кстати

    Расчеты в евро при ВЭД опустились до исторического минимума. Доля юаня достигла 18 процентов при экспорте и 27 - при импорте. А вот лира, рупия и дирхам пока не смогли вытеснить доллар: издержки при оплате этими валютами пока очень высоки, отмечает Татьяна Чернышова, представитель крупной логистической компании.

    Поделиться