"Бенуа", возникший в 1991 году под эгидой ЮНЕСКО, ежегодно формирует международное жюри. Его многолетний председатель Юрий Григорович не так давно перешел в статус президента институции, оставив кресло Светлане Захаровой. Вместе с ней картину года составляли экс-худрук балета Новосибирского театра Леонид Сарафанов, главный балетмейстер Центральной балетной труппы Пекина Фей Бо, худрук Национального балета Кубы Вингсей Вальдес, прима Муниципального театра Рио-де-Жанейро Сесилия Керч, член руководящего комитета труппы Юниверсал Балет из Сеула Ти Ен Рю - выпускница Вагановской академии, больше десяти лет танцевавшая в Мариинском театре, глава балета Казахского театра имени Абая (Алма-Ата) Гульжан Туткибаева, окончившая Московское хореографическое училище.
Традиция сложилась так, что члены жюри проявляют исключительную патриотичность и обычно выдвигают на звание лучших хореографов, танцовщиков и танцовщиц представителей собственных театров. Но ограничения этого года спровоцировали непредсказуемые номинации.
Так, среди хореографов возникли имена Уэйна Макгрегора, выдвинутого за постановку "Maddadam" в Национальном балете Канады, и хорватки Маши Колар за "Послеполуденный отдых фавна" в Хорватском национальном театре Риека, а среди исполнителей появились парижские этуали Дороте Жильбер и Уго Маршан, вдвое неожиданно отмеченные в английской хореодраме "Майерлинг". Среди новаций этого года выделяется, кажется, первая в истории номинация представителя российской балетной провинции - Никиты Ксенофонтова из Новосибирска за роль Ивана в "Коньке-горбунке".
Среди хореографов лучшим был назван Вячеслав Самодуров. Он - всего четвертый отечественный лауреат "Бенуа" в этой номинации после Алексея Ратманского, Бориса Эйфмана и Юрия Посохова. Его "Танцемания", выпущенная прошлым летом в Большом, приносит ему уже третью награду - после "Золотой маски" и "Bravo".
Уго Маршан награжден как лучший танцовщик. Оценить, насколько этому идеальному балетному принцу удалось перевоплотиться в болезненного, страдающего маниями наследника австрийского престола из балета Макмиллана, шанса не было - как объявили со сцены, в этот вечер он был занят в спектакле в Париже.
Зато перед москвичами предстали обе обладательницы приза в номинации "лучшая танцовщица". Кореянка Мисон Кан станцевала с Донтак Ли дуэт из балета "Эмоции Кореи", вложив в него драматизм и трепетность. Китаянка Цю Юньтин была номинирована за Татьяну в "Онегине" Крэнко, но фрагмента из этого балета в Большом театре не показали. Во второй вечер фестиваля она вышла в па де де из Жизели".
За неполные два века существования этот номер затанцован до дыр. Но порой он поражает тем, что хрестоматийный текст все еще содержит материал для открытий. И китаянка станцевала его так, будто он создан для нее. Утонченная, почти призрачная балерина воспроизводила не движения, а зыбкость воздуха, призрачность звуков, аромат ночной земли. Она то чуть растягивала паузы, то едва уловимо подгоняла темп, играя непривычными ракурсами. Рядом с ней был превосходный партнер - номинант этого года Ли Вэньтао, при высоком росте и мощном сложении впечатляющий изяществом жемчужных заносок. Но он - как и предполагает сюжет "Жизели" - при всей красоте и точности танцев оставался в этом мире, в то время как его видение очевидно было из иного. Так и международный балетный приз позволяет увидеть разницу между реальностью идеальной и подлинной.