Она объяснила, что действительная польза от этого финансового инструмента может быть только при соблюдении нескольких правил.
Во-первых, нужно вовремя вносить платежи и использовать грейс-период.
Ежемесячно на кредитную карту нужно перечислять обязательную часть задолженности, так называемый "минимальный платеж". Если действует грейс-период (когда можно вернуть долг без процентов), это не значит, что ничего платить не нужно, подчеркнула эксперт. Минимальный платеж обычно составляет 2-10% от суммы задолженности. "Забыв про дату платежа, можно "обнулить" период беспроцентного пользования кредитными деньгами, нарваться на штраф и пени", - сказала Дайнеко.
Кроме того, при использовании грейс-периода нужно помнить, что в большинстве условий использования кредитных карт беспроцентный период распространяется только при использовании безналичных расчетов (оплату товаров, услуг/работ). Эксперт подчеркнула, что если снимать с кредитки наличные, оплачивать другие кредиты или переводить кредитные средства на дебетовый счет, то будут начисляться проценты, а также комиссия за операцию. Чтобы грейс-период не "слетел", а начисленные проценты не стали неожиданностью, обязательно хорошо изучить условия предоставления беспроцентного периода перед использованием карты, порекомендовала Дайнеко.
Второе "золотое правило" - не тратить кредитных денег больше, чем есть собственных.
Эксперт посоветовала трезво оценивать свой личный лимит кредитных трат, а особенно целесообразность оплаты кредитными средствами дорогих приобретений. Если личных средств на покупку нет, то вряд ли стоит рисковать грейс-периодом и переплачивать в дальнейшем. Выгодно использовать кредитную карту, когда на деньги на дебетовой карте или накопительном счете начисляются проценты на остаток - тогда во избежание потери процентов можно воспользоваться кредитными средствами, а позже погасить в рамках грейс-периода. "Нужно воспринимать кредитную карту не как способ тратить выше своих возможностей, а как способ выгодно использовать заемные средства без финансовых потерь. Проценты по кредитке выше процентов по стандартному потребительскому кредитованию, поэтому использование средств вне границ "грейс" - ощутимая переплата", - предупредила Дайнеко.
В-третьих, необходимо отслеживать списания по карте.
Если картой воспользоваться, погасить долг и забыть о ней (не совершать покупок) или у карты истек срок действия, то однажды можно обнаружить просроченную задолженность, сказала эксперт. Дело в том, что в зависимости от условий кредитного договора, банк может взимать плату за обслуживание, за уведомления и за подключенные клиентом платные сервисы. Если у кредитки истек срок действия - это вовсе не значит, что обязательства прекратились. Даже если новая карта не получена клиентом, плата за обслуживание и за дополнительные услуги продолжает списываться, наращивая долговой "хвост". Или случается, что человек забыл про карту, сменил номер телефона, к которому она была "привязана": сообщений и звонков из банка не получает, пока "непонятно откуда взявшийся долг" не материализуется в виде судебного приказа.
"Использование любых финансовых инструментов требует внимательности и ответственности. Поэтому в случае, если кредитная карта больше не требуется, ее лучше закрыть. Сделать это можно через банковское приложение или при визите в отделение банка", - сказала Дайнеко.
Наконец, четвертое важное правило - это проверять размер платежа на актуальность.
Размер минимального платежа может различаться (в зависимости от увеличения/уменьшения долга), поэтому предварительно нужно сверить сумму очередного платежа с данными из банковской выписки/ сообщения из банка. Эксперт подчеркнула, что даже небольшая недоплата может со временем трансформироваться в ощутимую сумму, особенно когда платеж последний и больше кредитка не используется. "Съесть" часть платежа может комиссия при использовании сторонних сервисов оплаты - об этом не нужно забывать и учитывать при переводе, отметила Дайнеко.
В заключение эксперт напомнила о "приятном бонусе" при использовании кредитки. Это программы лояльности: накопление баллов, бонусов, кэшбек и мили. "Если обдуманно выбрать программу лояльности, основываясь на своих расходах, и выбрать кредитный продукт, удовлетворяющий интересам, то можно извлечь из его использования максимальную финансовую пользу и даже существенно сэкономить", - резюмировала Дайнеко.