Загадка "Титана". Появляется все больше вопросов о крушении батискафа в Атлантике

После обнаружения обломков подводного аппарата "Титан" компании OceanGate известна судьба его экипажа. Все пять человек на его борту, предположительно погибли мгновенной смертью в результате мощного взрыва. Но у общественности остается еще много вопросов. Главные из них - почему о подводном взрыве, о котором в Вашингтоне узнали еще в воскресенье, стало известно только через несколько дней? И по какой причине произошел взрыв? И таких загадок становится еще больше.

Информация о взрыве через некоторое время после погружения в воскресенье была немедленно передана береговой охране США, сообщает Wall Street Journal (WSJ). Тем не менее было принято решение продолжить поисково-спасательную операцию, чтобы "приложить все усилия для спасения жизней на борту", заявили в ВМС США. О ситуации был оперативно проинформирован президент Джо Байден.

Военные не могли быть на сто процентов уверены в том, что взрыв связан с "Титаном". Кроме того, ВМС США, по данным WSJ, хотели сохранить в секрете свои возможности обнаружения подводных лодок. Это, вероятно, объясняет, почему изначально ничего не было сказано публично и почему было мало подробностей о том, что именно было обнаружено и как.

Операторы "Титана" обходили существующие правила

По словам экспертов, которые приводит The Guardian, операторы "Титана" частично обходили существующие правила, работая в международных водах. Судно не было зарегистрировано в международных агентствах и не было сертифицировано группой морской индустрии, которая устанавливает основные инженерные стандарты. В компании OceanGate объяснили это тем, что дизайн "Титана" настолько инновационный, что инспекторам потребуются годы, чтобы понять его.

Эксперт Барт Кемпер сказал, что компания избежала необходимости соблюдать правила США, развернув свои операции в международных водах, находясь вне досягаемости национальных агентств, таких как Береговая охрана США. Сальваторе Меркольяно, профессор истории, специализирующийся на морской истории, отметил, что компании, занимающиеся глубоководными операциями, возможно, недостаточно изучены из-за того, где они работают.

Напомним, ранее Боб Баллард, океанограф, который в 1985 году обнаружил обломки "Титаника" в северной части Атлантического океана, заявил, что главной причиной трагедии (имеется в виду разрушение "Титана") является то, что судно не было должным образом сертифицировано.

Компания OceanGate отвергла отраслевые стандарты, которые потребовали бы более пристального внимания к ее операциям и судам. Компания также хвасталась сотрудничеством "с авторитетными учреждениями", которые сейчас отрицают партнерство с OceanGate. Некоторые отраслевые эксперты заявили, что операции OceanGate сопряжены с риском. "Это была компания, которая уже бросала вызов многому из того, что мы уже знаем о конструкции подводных лодок", - заявила в эфире CNN Рэйчел Лэнс, инженер-биомедик из Университета Дьюка, изучавшая физиологические требования выживания под водой. Она отметила, что некоторые из проектных материалов судна "уже были большими красными флажками для людей, которые работали в этой области".

Корпус "Титан" не подходил для погружения на большую глубину

Эксперты сходятся во мнении, что при любом расследовании наверняка возникнет вопрос о конструкции батискафа, материалах, использованных для его постройки, и о том, должны ли были Раш и его компания сделать больше, чтобы предотвратить такой смертельный исход.

В программе Good Morning America ("Доброе утро, Америка") телеканала АВС известный голливудский режиссер и исследователь "Титаника" Джеймс Кэмерон сказал, что, по его мнению, композитная конструкция корпуса подводного аппарата из углеродного волокна была "критической ошибкой", которая привела к взрыву во время глубоководного путешествия к обломкам "Титаника". "Композиты не используются для сосудов, испытывающих внешнее давление. Они отлично подходят для сосудов с внутренним давлением, таких как акваланги, например, но они ужасны для внешнего давления", - сказал режиссер оскароносного фильма "Титаник". "Это была попытка применить авиационное мышление к инженерной проблеме глубокого погружения. Мы все сказали, что это была ошибочная идея, и они не прошли сертификацию, - продолжил он. - Я думаю, что это был критический провал".

Генеральный директор OceanGate Стоктон Раш, который также погиб во время последнего погружения "Титана", ранее защищал решение производить аппарат из этого материала, доказывая, что, по его мнению, подлодка, сделанная из углеродного волокна, будет иметь лучшее соотношение прочности и плавучести, чем титан.

Спасатели искали подводную лодку длиной 6,7 метра на площади 21 тысяча квадратных километров (почти территория Нидерландов). Следы "Титана" могли быть найдены либо на поверхности, либо на дне океана - на глубине 3800 метров. Хотя в распоряжении поисковой группы было несколько кораблей и самолетов, район, в котором они действовали, и количество возможных переменных, с которыми они имели дело, были огромными.

В четверг Береговая охрана США объявила о взрыве, в результате которого мгновенно погибли все пассажиры "Титана", направлявшиеся на глубину в четыре тысячи метров, чтобы исследовать останки затонувшего лайнера "Титаник". Беспилотный подводный зонд обнаружил пять крупных обломков примерно в 500 метрах от "Титаника". До сих пор неясно, что все-таки вызвало взрыв. И это самая большая загадка.

Расследование сосредоточится на нескольких моментах

Контр-адмирал Джон Могер из первого округа Береговой охраны США сказал, что следователи сначала попытаются выяснить, почему судно взорвалось. "Я знаю, что есть также много вопросов о том, как, почему и когда это произошло. Это вопросы, о которых мы сейчас соберем как можно больше информации", - сказал Могер, добавив, что это "сложный случай".

Райан Рэмси, бывший капитан подводной лодки британского Королевского флота, сказал ВВС (заблокирован в РФ), что расследование не будет отличаться от расследования авиакатастрофы, если не считать отсутствия бортового самописца. Отмечается, что такого рода расследований было мало, поэтому неясно, кто и что будет делать.

Также неясно, будут ли продолжаться погружения, хотя с момента обнаружения обломков "Титаника" в 1985 году были совершены сотни погружений - некоторые коммерческие, некоторые спасательные. National Geographic сообщает, что британская фирма Deep Ocean Expeditions была одной из первых, кто начал продавать билеты в 1998 году. Компания Blue Marble продавала билеты в 2019 году. Трагическое погружение, предпринятое OceanGate, было одним из 18, запланированных компанией на этот год, причем операции проводились и в предыдущие два года. Однако в этом году из-за плохих погодных условий погружение на дно океана проводилось в первый раз.