Российское онлайн-образование растет на 18 процентов быстрее, чем в 2022 году

Суммарная выручка топ‑100 образовательных платформ России в первом квартале 2023 года составила около 25 миллиардов рублей, что на 25% больше, чем первом квартале 2022‑го года и на 18% выше среднегодового значения 2022 года.

Такие данные приводятся в исследовании компании Smart Ranking, где также отмечается, что рост российского рост EdTech-рынка произошел на фоне общемировой стагнации. В 2022 году произошло сильное падение выручки образовательных платформ на китайском рынке, не оправдал надежд инвесторов индийский и остановился рост EdTech в США.

На фоне падения выручки произошло и резкое сокращение EdTech-инвестиций. Согласно данным аналитиков Brighteye Ventures их объем уменьшился в 2022 году в Китае на 89%, в США на 64%, в Индии на 46%, в Европе на 28%.

Эксперты отмечают, что такое масштабное падение инвестиций в китайские образовательные онлайн-платформы связано в первую очередь с ограничениями в отношении EdTech-компаний со стороны китайских регуляторов. Ограничения коснулись самого большого сегмента рынка - дополнительного детского образования и были связаны со стоимостью онлайн-образования и возросшим количеством психологических проблем и психических расстройств у детей и подростков. По мнению китайских властей эти расстройства возникали на фоне сверхвысокой учебной нагрузки, которая формировалась из школьных и дополнительных занятий.

Стагнацию рынка США в Smart Ranking связывают в первую очередь со "старым" образовательным бизнесом, часто существующим в коллаборации с классическими системами образования. При этом страна остается лидером по инновациям в образовании и по-прежнему создает большое количество новых бизнес-моделей и кейсов, особенно тех, которые связанны с использованием искусственного интеллекта. Образовательный бизнес сейчас рассматривает различные варианты использования ChatGPT, от технологии выявления плагиата или некорректного использования ИИ при выполнения учебных заданий, до создания и использования чатботов как инструмента обучения и творчества, например, в качестве "конструктора" сочинений.

CEO&Founder платформы для обучения "ServiceGuru" Сергей Горбунов считает, что нейросетевые технологии станут драйвером роста EdTech и в России, и в мире. "Технологии искусственного интеллекта позволяют кратно сократить время и стоимость создания образовательных курсов. Это значит, что генерировать такие курсы сможет не только коллектив специалистов, но и один автор. Соответственно, развитие EdTech будет происходить через рост обучения от микроинфлюенсеров", - отмечает Горбунов.

Лидером роста российского EdTech остается сегмент детского образования, который в первом квартале 2023 года прибавил 31,7%. Среди десяти самых динамично растущих компаний, на детский сегмент приходится шесть.

В компании VK (крупнейший игрок российского EdTech-рынка), куда входит онлайн-платформа "Учи.ру" отметили, что за последний учебный год количество школьников, занимающихся на Учи.ру, увеличилось на 2 миллиона, а количество учителей выросло вдвое: "Мы видим, что обучение школьным предметам остается крайне востребованным, и это объясняется многими факторами, главным из которых является желание родителей инвестировать в обучение и развитие своих детей".

Рост российского рынка дополнительного профессионального образования в 1 квартале 2023 года замедлился, однако при этом восстановился спрос на курсы специальностей, которые больше других пострадали в прошлом году. Российское бизнес-образование развивается по разнонаправленными траекториями: классическое обучение, ориентированное на топ-менеджеров крупных компаний, падает, а обучение частных предпринимателей растет.

Основатель и продюсер компании РОББО Павел Фролов считает, что на развитии российского рынка образовательных технологий также сказывается желание россиян получить востребованные IT-специальности. "Различные российские EdTech-компании активно развивают свои услуги, становясь тем самым более востребованными. Они перетягивают клиентов у лидеров рынка, и их выручка растет быстрее", - говорит Фролов. В исследовании компании Smart Ranking отмечается, что в 2023 году небольшие онлайн-школы, избавленные от необходимости заниматься разработкой специального ПО - систем управления обучением, оказались наиболее адаптивны в вопросах создания актуального контента и эффективных инструментов продаж и продвижения.

А по мнению Сергея Горбунова сегодняшний рост популярности онлайн-образования в России связан с появившейся на фоне Covid-19 привычкой получать знания онлайн и добавления такого формата учебными заведениями, в том числе высшими, в учебный процесс. "Еще один фактор - рост доступности и качества контента. Эффективность онлайн-обучения стала выше и выросло доверие к нему. Сегодня EdTech играет очень важную роль в создании новых методов обучения, включая гибридные форы, при которых в офлайн-формат интегрируется онлайн и игровое обучение", - считает Горбунов.

Отмечая тренды, которые влияют на развитие образовательных платформ в компании VK отметили использование интерактивных механик, благодаря которым увеличивается вовлеченность учащихся в учебный процесс и вырастает взаимодействие педагогов с аудиторией: "Также важный тренд, за счет которого будет развиваться российский EdTech - объединение усилий бизнеса и вузов в направлении онлайн-обучения. Мы видим, что образовательный контент ведущих российских вузов востребован людьми самых разных возрастов и профессий из всех регионов России".