Покупки изучают не из праздного любопытства и не для оценки доходов конкретного посетителя супермаркета. Суть в том, чтобы посмотреть, как расположение товара и его упаковка влияют на желание людей его купить. "В маркетинге есть множество приемов, позволяющих регулировать спрос, - говорит торговый представитель Ярослав Каюмов. - Например, большие упаковки тех же печений расставляют в центре зала, а маленькие, что подешевле, - у самых касс. Свежий хлеб выкладывают в дальнем углу, чтобы покупатель, пока идет на этот запах, посмотрел и другие товары".
Многое из того, о чем говорит собеседник "РГ", раньше оценивалось маркетологами на основе личных наблюдений. Так что возможны ошибки и погрешности. А устройство, разработанное московскими производителями, - беспристрастный электронный наблюдатель и аналитик. Оно состоит из камеры и специального компьютера на базе процессора с нейронным ускорителем. Система определяет возраст, пол и направление взгляда покупателей, чтобы выявить потенциально интересные для них товары на полках. По словам представителя компании-разработчика Виктора Викулова, у ретейлеров разного формата появится важный аналитический инструмент, позволяющий ускорить исследования клиентского интереса и оперативно реагировать на изменение спроса. "В ближайшее время начнется тестирование системы в нескольких крупных офлайн-супермаркетах. В год компания планирует выпускать не менее тысячи таких систем", - отметил руководитель профильного столичного департамента Владислав Овчинский.
Кстати, ранее один из крупнейших банков страны проанализировал поведение московских покупателей во время онлайн-шопинга (это сделать куда проще, чем при офлайн-покупках). Траты столичных жителей на маркетплейсах за год выросли на 14 процентов. Почти половина всех транзакций москвичей приходилось на книги, также в топах онлайн-покупок оказались электроника, цветы, косметика и товары для дома.
Аналитика также показала, что москвичи активно участвуют в офлайн-распродажах. Обычно оборот розничной торговли в день находится в пределах 16,5 миллиарда рублей, а в момент, когда проводятся различные промоакции, показатель переваливает за 22,3 миллиарда рублей. Значительнее всего увеличиваются продажи аудио- и видеотехники - сразу на 75 процентов.
По подсчетам пресс-службы Х5 Retail Group, самым популярным днем для шопинга оказался понедельник. Лидерами среди продуктов, заказанных в понедельник, стали картофель, сахар, бананы и белокочанная капуста. В общей сложности за 25 понедельников 2023 года курьеры доставили жителям России более 740 тонн картофеля, 320 тонн сахарного песка, 255 тонн бананов и 220 тонн капусты. Также ажиотажным спросом пользуются лук, тушка цыпленка-бройлера, куриные яйца первой категории и весовая морковь.