Интеграция вузов с производством, как правило, успешно осуществлялась в периоды значимого экономического роста, когда создавалось много новых предприятий и рабочих мест. Обоюдная выгода была очевидной: для вуза это больше практики в подготовке студентов, повышение востребованности выпускников, для работодателей - возможность настроить студентов на задачи предприятия и право выбора лучших при дефиците кадров. В период замедления и стагнации эта проблема обостряется - выпускников много, а востребованных работодателями не хватает.
По многим объективным данным, нас ждет новая волна роста. Эта волна должна быть обеспечена молодыми кадрами с востребованными практическими знаниями и умениями. Очевидно, что для подготовки таких кадров невозможно использовать устаревшие принципы обучения.
Однако до сих пор во многих вузах учат по принципу "от общего к частному". Молодые люди сначала учат теорию, а потом переходят к конкретике. Это, конечно, дает определенную базу знаний, но не наделяет умениями. Их формирует другой, противоположный подход. По определенной профессиональной проблеме разбирается, допустим, 10 реальных ситуаций, а потом на этой основе студент прописывает путь решения новой подобной задачи и затем решает ее, то есть сам формирует теоретические схемы. Такой подход требует корректировки вузовских программ. В них необходимо расширять компонент, связанный с решением наиболее актуальных для работодателей задач. Они в наиболее общем виде уже представлены в профессиональных стандартах. Для большей актуализации и детализации задач необходимо вводить в программы профессиональных дисциплин обязательные занятия с представителями лидеров индустрии. В настоящее время это необязательный компонент. А он должен стать минимально необходимым для успешной аттестации студентов. Таким же обязательным требованиям должны отвечать программы практики и стажировок - их результатом должно быть участие студентов в решении задач принимающей компании.
Такой подход особенно эффективно работает, когда в программу подготовки студента внедряется проектная работа, ориентируемая работодателями. В этой области уже есть позитивный опыт ряда университетов. Например, в Государственном университете управления уже пять лет выделяется один день в неделю в течение шести семестров для разработки логистических, финансовых, управленческих, маркетинговых, IT проектов. Очень популярны проекты создания новых цифровых продуктов с использованием возможностей Лаборатории цифрового маркетинга, созданной совместно с ПАО "ВымпелКом" ("Билайн"). Ряд из таких проектов уже присутствует на цифровом рынке России. В результате, работая над задачами предприятия-партнера, студенты органично трудоустраиваются в процессе внедрения собственных проектов или, что также немаловажно, в процессе обучения создают собственный цифровой бизнес.
Для ускорения нативного процесса интеграции высшего образования и бизнеса необходимо создавать систему реальных индустриальных партнеров вуза. Эта работа ведется, но, к сожалению, недостаточным темпом. Конечно, это касается не всех университетов, отраслей и сфер деятельности, но большинства.
В качестве экономического стимула ускорения данного процесса можно предложить создание специальных экономических зон (условий) для структур, созданных совместно с индустриальными партнерами: лабораторий, научно-образовательных центров, конструкторских бюро, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов, совместных компаний. Льготы в первую очередь должны быть адресованы предприятиям-партнерам и быть существенными.
Для того чтобы подобная инициатива не превратилась в имитацию, целесообразно установить таким структурам контрольные показатели по НИОКР, оказываемым услугам и/или объемам производства товаров (отдельно выделяя инновационные и импортозамещающие), а также программам трудоустройства.
И конечно, для того, чтобы усиление прикладной подготовки было успешным, нужна система долгосрочного планирования потребности в выпускниках вузов хотя бы по приоритетным направлениям развития страны.
Для этого необходимо разработать планы развития стратегически важных отраслей и сфер деятельности с привлечением ключевых индустриальных партнеров, работающих с вузами. И тогда стимулирование университетов со стороны Министерства науки и высшего образования может осуществляться через выделение соответствующих бюджетных мест, закрепленных за конкретными предприятиями.
В советское время стать крупным руководителем во властных структурах можно было, только имея успешный опыт руководства крупным предприятием отрасли. Директором - если есть результативный опыт руководства цехом, и так далее.
Успешный профессиональный опыт, полученный в вузе, который результативно сотрудничает с лидерами индустрии, должен стать существенным условием успешной карьеры, не допускающей в систему управления людей, слабо знакомых с реальной практикой.