В странах Европы продовольственная инфляция в мае составила 6,1%, и это сильно выше запланированных 2%, обращает внимание исполнительный директор ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков.
"Это результат отчасти роста ставки европейского центробанка и заблуждения, что это путь борьбы с инфляцией", - считает эксперт. По его мнению, значительно сказываются и высокие цены на энергоносители в результате санкций, введенных против прямых поставок из России.
Между тем, по данным Росстата, у нас в стране в мае продукты подешевели на 0,37% в сравнении с апрелем 2023 года, в сравнении с маем прошлого года - на 1,1%. В основном это происходило за счет плодоовощной продукции, которая подешевела сразу на 37,4% - новый урожай уже поступает на полки.
Цены на продукты в мае снижались в 15 регионах страны. На юге уже начал сказываться сезонный фактор, в Центральной России его влияние более ощутимым будет в июне, поясняет доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская.
В прошлом году мы столкнулись с неординарной ситуацией, вызванной беспрецедентными санкциями, сильным скачком курса валют в марте 2022 года, неопределенностью в международной логистике, сложностями расчетов с другими государствами, поясняет Дмитрий Востриков. Это вызвало серьезный рост цен на все компоненты себестоимости от сырья до логистики, что отразилось на конечной стоимости продуктов. Со временем ситуация стабилизировалась - логистика перестроилась на азиатские страны, заработал параллельный импорт, снизился курс валют и расширились расчеты в национальных валютах. Уже осенью 2022 года стало понятно, что мы собрали рекордный урожай зерновых и масличных. Высокое предложение сырья также способствовало снижению цен. Свою лепту внесла и экспортная пошлина на вывоз зерновых, масличных и растительного масла, снизив аграриям цену реализации сырья на экспорт и на внутреннем рынке. Пищевые предприятия и животноводы, напротив, получили более дешевое сырье и корма для производства продуктов питания. Как результат, мы получили дефляционный эффект за счет снижения доходов аграриев, считает Востриков.
Основными драйверами снижения цен выступают капуста, репчатый лук, помидоры. Также продолжают снижаться закупочные цены на крупы и муку. Небольшое повышение стоимости фиксируется у отдельных видов овощной продукции (морковь, картофель, свекла), мясо птицы и сахар, рассказал председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев.
"В целом ситуация с ценами стабильна, резких колебаний не фиксируется, динамика по большей части социально значимых товаров соответствует сезону. Можно ожидать, что по году продовольственная инфляция останется в рамках текущего прогноза и не превысит 5-6%", - прогнозирует он.
В России прогноз по новому урожаю пока благоприятный, проблемы с семенами и удобрениями постепенно решаются, импортозамещение сельхозтехники начинает работать. Поэтому ожидать значительного роста цен нет никаких оснований, согласна Ольга Лебединская. А в Европе, по ее прогнозам, до конца года тенденция роста продуктовых цен сохранится. К осени эффект сезонности в плодово-овощной продукции исчезнет и цены снова пойдут вверх. Польша, ранее поставлявшая овощную продукцию в соседние страны, решает внутренние проблемы с фермерами. Ранее определенные надежды были связаны с поставками сельхозпродукции из Украины, но в этом году вероятность получения богатого урожая намного ниже. К тому же энергоносители остаются дорогими, поясняет эксперт.
Ранее вице-премьер Виктория Абрамченко также прогнозировала, что продуктовая дефляция сохранится в России летом и в сентябре. В Банке России считают, что в целом в 2023 году инфляция составит 4,5-6,5%.